Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Факторы, влияющие на стратегию промышленного предприятия в условиях меняющейся среды

В сложном, динамично развивающемся и не­определенном мире каждое предприятие, чтобы обеспечить себе достойное место в будущем, стре­мится своевременно и гибко реагировать на про­исходящие перемены и адаптироваться к ним. Растущая интеграция в мире, глобализация в эконо­мике, ужесточение конкуренции на национальных и международных рынках, высокая интенсивность научно-технического и технологического процесса погружают предприятия в среду, которая требует от них все более глубокого и масштабного обновления основных сфер деятельности.

Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность любой организации, а в конечном итоге страны и общества в целом является разработка и внедрение успеш­ной стратегии их производственно-хозяйственной деятельности. Развитие наугад, без разработки со­ответствующих стратегий, без использования науч­ных методов неизбежно ведет к потере компаниями конкурентоспособности и краху.

Процесс разработки стратегии происходит под влиянием многих факторов. Все факторы можно разделить на 2 большие группы: внешние и вну­тренние. Однако среди них в условиях нестабиль­ности большое значение приобретают именно те, которые относятся к факторам неопределенности среды. Это такие факторы, или переменные, значе­ния которых неизвестны или известны не полно­стью. Все факторы неопределенности можно клас­сифицировать по определенным признакам:

1. По источнику они делятся на неопределен­ность со стороны среды, человека (неоднозначность восприятия) или информации (отсутствие, недоста­ток или избыток).

2. По природе неопределенность бывает случай­ная, когда факторы, которые при массовом появ­лении обладают свойством статистической устой­чивости и описываются определенным законом распределения вероятности; и нестохастическая, когда факторы не обладают свойством статистиче­ской устойчивости и не описываются каким-либо законом распределения вероятности.

3. По возможности предвидения факторы нео­пределенности делят на предвиденные, т. е. кото­рые учитывались, и непредвиденные, т. е. появились впервые.

4. По отношению к объекту — на факторы внеш­ней и внутренней среды.

5. По времени факторы неопределенности раз­деляют на факторы, обусловленные тем, что объ­ект не до конца изучен (перспективная) и факторы, связанные с полным или частичным отсутствием информации о поведении объекта в прошлом (ре­троспективная).

6. По устранимости: устранимая (влияние фак­торов можно нейтрализовать определенными дей­ствиями (страхование) и неустранимая (факторы, на которые нельзя повлиять).

7. По отношению к субъекту:

  • целей (необходимо учитывать несколько различных целей);
  • критериев выбора (неоднозначность выбора критерия);
  • ограничений (наличие множества ограниче­ний);
  • лингвистическая (вербальное или недо­статочно точное с математической точки зрения описание характеристик изучаемого процесса);
  • условий (нехватка информации об условиях принятия решения).

Среди большого количества факторов неопреде­ленности необходимо выделить для промышлен­ного предприятия наиболее значимые (таблица 1). Выбор наиболее значимых для промышленно­го предприятия факторов зависит от общей стра­тегии, отрасли, вида деятельности, размера, этапа жизненного цикла, географического положения. Данный выбор должен основываться на экономико- математических методах. Наиболее существенные факторы на определенный момент времени для каждого конкретного предприятия необходимо учитывать в процессе разработки, а в дальней­шем и изменения при необходимости, стратегии производственно-хозяйственной деятельности.

Таблица 1. Факторы неопределенности среды, влияющие на деятельность промышленного предприятия

Внутренняя среда

производство (ограниченность ресурсов, аварии, отказ и поломки оборудования);

маркетинг (потребительский и платежеспособный спрос);

финансы (размер дебиторской задолженности, финансовая устойчивость);

организационная структура (противоречие интересов разной уровни иерархии);

управление персоналом (принятие решений менеджерами — ограниченность сознательной деятельности, несоответствующая квалификация);

сбалансированность основных компонентов.

Внешняя среда

Макросреда

Микросреда

макроэкономические параметры (темп роста ВВП, инфляция и т. п.);

технические и технологические новшества;

политика государства (экспорт/импорт, войны, волнения, кризисы);

стихийные бедствия;

экологическая ситуация (принятие более жестких требований, введение новых санитарных норм);

сдвиги в общественных потребностях;

уровень жизни;

законодательство;

кредитно-финансовая политика (курс валют, налоги, кредиты, льготы);

демографическая ситуация.

емкость и тенденции развития рынка;

интенсивность конкуренции;

способы продвижения товаров;

поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала (цены, объем и периодичность поставок);

потребители;

кредиторы;

государственные органы;

клиенты (изменение предпочтений);

посредники (задержки платежей);

процентные ставки коммерческих банков по кредитам, проценты банков по депозитам;

товары-субституты;

контактные аудитории.

Таким образом, наличие неопределенности зна­чительно усложняет процесс разработки стратегии. Многие модели основываются на том, что факторы, влияющие на решения, известны точно, однако дей­ствительность не соответствует таким представле­ниям. Неучет неопределенности приводит к значи­тельным потерям экономического, социального и иного содержания. Поэтому стратегия может суще­ствовать только как гибкая, подвижная, постоянно меняющаяся в соответствии с изменениями вну­тренней и внешней среды предприятия. Упор дол­жен делаться на искусстве импровизации, умении быстро реагировать на новую ситуацию и находить необычный ответ на действия конкурентов. Именно стратегия обосновывает выбор организации в раз­личных ситуациях. А от того насколько правилен выбор каждого конкретного субъекта зависит и раз­витие экономики в целом.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру