Бизнес-план как элемент стратегического планирования

    Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование - не тождественные понятия.

    Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще 2 относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все три плана различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.

    Можно ответить, что связи процессов стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве случаев эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как процедура стратегического планирования. Поскольку и инновации, и инвестиции подразумевают долгосрочное вложение средств, и инновационные, и инвестиционные решения в большинстве своем являются стратегическими решениями.

    Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес-план. Бизнес-план - это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

    Между бизнес-планом и стратегическим также существуют отличия:

    1. Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.

    2. Стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие.

    3. Стратегический план - это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

    4. Стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, то есть для внешних инвесторов и кредиторов.

    5. В бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.

    Отличие от текущего плана социально-экономического развития предприятия бизнес-плана заключается в:

    1) структуре;

    2) он учитывает не только внутренние, но и внешние цели и условия организации;

    3) по целям: текущий план охватывает все аспекты деятельности организации за 1 год, а бизнес-план - только инвестиционные;

    4) по периоду действия: план социально-экономического развития составляется каждый год, а бизнес-план - когда требуется оценить и реализовать какое-то инвестиционное решение (0,5; 1; 1,5; 3; 5 лет).

    В сопоставлении с инновационным планом можно отметить, что научно-технические идеи инновационного плана в инвестиционном плане расширяются и детализируются по организационным, маркетинговым и финансовым аспектам.

    По отношению к инвестиционному плану бизнес-план может выступать как документ, представляющий собой план разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

    Инвестиционный проект - это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и показывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации. Стратегический инвестиционный план организации может включать несколько, связанных между собой или нет, инвестиционных проектов.

    Близким по сути к бизнес-плану выступает технико-эксплуатационное обоснование (ТЭО). ТЭО содержит предпроектную проработку инженерно- конструкторных, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО - это специфический плановый документ для создания и развития крупных промышленных объектов. Особый акцент в нем сделан на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более узко в спектре охвата вопросов, чем бизнес-план, но более глубоко детализировано в технико-производственном отношении. ТЭО предназначен для специалистов, бизнес-план - для широкого пользования.

    Существует множество определений бизнес-плана. Более полное отражение его назначения и целей можно показать в следующей формулировке.

    Бизнес-план - основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширения действующего производства (услуги).

    Данное определение четко отражает главную цель бизнес-плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную оценку перспективности проекта, выработанного стратегического решения. Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги).

    Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными:

    - привлечение инвесторов;

    - привлечение партнеров;

    - определение степени реальности достижения намеченных результатов;

    - убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.

    Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно:

    - обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;

    - оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;

    - определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;

    - подбор работников, способных реализовать данный план;

    - организация работ по реализации разработанного бизнес-плана. Назначение бизнес-плана можно рассматривать в следующем:

    Бизнес-план служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможных результатов.

    Бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического планирования. Бизнес-план - выступает как средство для получения инвестиций. Бизнес-план - инструмент внутрифирменного планирования.

    Бизнес-план - реклама для предлагаемого бизнеса.

    © StrategPlann 2009