Стратегия и Управление.ru
Jul 24

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Рыночная власть фирмы, ее индексы

Фирмы-производители поставляют на рынок товаров и услуг различные блага для удовлетворения потребностей обще­ственных масс. Соответственно они осуществляют свою дея­тельность под воздействием величины и структуры потреби­тельского спроса и других элементов рыночного механизма. В то же время товаропроизводители, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные ком­пании, оказывают давление на потребителя. Степень воздей­ствия непосредственно зависит от доли рынка и власти фирмы.

Таким образом, рыночная власть фирмы — это ее возмож­ность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыноч­ная власть определяет масштабы деятельности фирмы: нас­колько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь край­няя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия реше­ний и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их разви­тия и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

Как известно, самые высокие цены на рынке те, которые устанавливает монополия. Фирма-монополист обладает уни­кальными ресурсами и может производить ни с чем не сравни­мый продукт, который крайне необходим всему обществу, но не может быть приобретен где-нибудь еще. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее вели­чины на единицу продукции. Следует заметить также, что монопольная власть определяется обратной зависимостью от эластичности потребительского спроса и его чувствительно­сти к динамике рыночных цен. Поскольку эластичность спро­са показывает его чувствительность к стоимости благ, то, чем выше данный показатель, тем ниже оказываются возможности влияния фирмы на рынке, так как тогда она не может необосно­ванно поднимать цены и злоупотреблять своими правами.

Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величины монопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен:

IL = [P (m) — MC] / P (m),

где P (m) — цена монопольного рынка;

MC — издержки на дополнительно произведенную еди­ницу продукцию.

При этом 0 < IL < 1. Если данный показатель по своему значению ближе к 0, это свидетельствует о преобладании на рынке совершенной конкуренции, которая наиболее приемле­ма для успешного развития рыночной экономики. Чем ближе данная величина к единице, тем больше вероятность того, что на рынке появилась фирма, желающая диктовать свои усло­вия, — монополист. Олигополия характеризуется индексом Лернера около 0.6 — 0.8, поскольку есть не что иное, как промежуточное состояние между монополизмом и совершенной конкуренцией. Зачастую коэффициент Лернера оказывается тяжело подсчитать из-за предельных издержек, поэтому в этом случае гораздо удобнее использовать величину средних издержек как затрат на единицу продукции. В этом случае:

IL = (P — АС) / P.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — еще один показа­тель степени концентрации рынка. Он может быть рассчитан как сумма долей каждой фирмы в отдельности, которые ведут свою производственную и сбытовую деятельность на данном рынке:

IHH = Сумма (qi)2,

где qi — продукт, произведенный одной из фирм.

IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1. Соот­ветственно чем меньше его значение, тем сильнее конкурен­ция и слабее рыночная власть.

Таким образом, благодаря данным показателям государ­ство может контролировать процесс функционирования фирм и, как следствие, бороться с монополиями.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру