Стратегия и Управление.ru
Oct 20

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Естественная монополия

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наи­лучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет прак­тического смысла и даже может быть нежелательна. Напри­мер, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, поч­товая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, кото­рое, несомненно, является монополистом.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать есте­ственную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки.

1) фирмы, естественные монополисты, наиболее эффек­тивно функционируют в том случае, когда на рынке отсут­ствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет эконо­мить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину соста­вляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги нахо­дится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, свя­занные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогич­ных по специализации фирм в принципе не может быть оку­плена;

3) естественная монополия характеризуется низкой эла­стичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет замените­лей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потреби­тельский спрос на него не меняется в зависимости от дина­мики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность фирмы-монополиста построена по сете­вому принципу. Иными словами, головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механиз­мом его функционирования.

Естественные монополии встречаются в двух вариантах. Первый тип — природная монополия. Она образуется посред­ством барьеров, создаваемых самой природой. Например, гео­логоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собствен­ность участок земли, на котором это месторождение располо­жено. Ко второму типу относятся технико-экономические монополии. Они появляются под воздействием каких-либо технических или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции. Например, про­сто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопро­вождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм.

Таким образом, естественная монополия — это самый оптимальный вид монопольной структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением. Однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру