Стратегия и Управление.ru
Mar 30

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Антимонопольное регулирование экономики

Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых начал­ах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, кото­рая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению моно­полизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая про­цесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.

Действуя на основе антимонопольного законодательства и защищая интересы всех рыночных субъектов, правительство должно прежде всего учитывать следующие факторы, посред­ством которых определяется сам процесс формирования конку­ренции:

1) либерализация цен или их отпуск (т. е. придание свободы процессу их образования) является условием снижения потребительского спроса. В результате предложение на рын­ке не находит своего экономического обоснования, и начи­нается процесс широкомасштабного снижения произ­водства. Такая ситуация наблюдалась, например, в России в 90-е годы ХХ века, когда либерализация явилась первым этапом «шоковой терапии»;

2) инфляция. Если возникает инфляционный всплеск, то за этим следует резкий рост цен, что вызывает деформацию в структуре спроса. В результате это может привести к чрез­мерно высоким издержкам фирм, и они начнут сокращать объемы выпуска, что в свою очередь вызывает экономиче­ский кризис;

3) либерализация внешнеэкономических связей, развитость национальной экономики и место страны на мировом рынке. Данный показатель очень важен для рыночной эко­номики: насколько продукция отечественного производ­ства конкурентоспособна на мировом рынке, и какова величина импорта? Все это является факторами, влияющи­ми на рыночные механизмы.

Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью.

1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все эко­номические отрасли должны быть очищены от фирм-монопо­листов. В то же время важно принимать меры по предотвраще­нию появления вновь созданных монополий. Опять-таки эти меры не касаются естественных монополий, которые поста­вляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.

2. Преследование государством тех фирм, которые стара­ются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации дол­жны пресекаться.

3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.

4. Налаживание производства товаров-субститутов, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контро­лировать процесс появления группы уникальных товаров.

5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффек­тивного распределения научного, творческого и трудового потенциала.

6. Налоговая политика (например, сдерживающая) харак­теризуется ростом налоговой ставки и сокращением госу­дарственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равно­весном уровне, устраивающем всех субъектов.

Следует заметить, что государство должно не только боро­ться с монополиями, оно должно разрабатывать стратегии по восстановлению и поддержанию совершенной конкуренции как наиболее оптимальной и перспективной и развитию пред­принимательства. Совершенная конкуренция подталкивает фирмы к нововведениям, внедрени. и освоению результатов НТП и различных открытий и разработок. В условиях жесткой конкуренции, когда фирма имеет огромное число соперников, которые потенциально претендуют на право называться первы­ми, она наиболее стремится к совершенствованию и интенсив­ному развитию. Так появляются новые системы качества това­ров и технологии их производства, позволяющие экономить время и факторы производства, что в целом дает реальный тол­чок экономике.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру