Что такое совокупный общественный продукт?

    Вся масса товаров (станки, уголь, хлеб, ткани и т. д.), произведенных в обществе за определенный период времени, называется совокупным общественным про­дуктом. Известно, что любой товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Соответственно и совокупный общественный продукт имеет две стороны: натуральную (вещественную) и стоимостную.

    Стоимость совокупного общественного продукта, как и любого отдельного товара, состоит из трех ча­стей: с + v + т.

    По своей вещественной, натуральной форме, т. е. по потребительной стоимости, совокупный обществен­ный продукт состоит из средств производства и пред­метов потребления. Это деление обусловлено тем, ка­кую функцию в процессе общественного производства выполняют те или иные товары. Например, станок, руда и другие средства производства нужны для про­должения процесса производства, но никак не могут быть непосредственно потреблены человеком. А такие товары, как костюм, конфеты и т. п., необходимы для личного потребления человека.

    Некоторые товары могут быть одновременно и средством производства и предметом потребления. На­пример, молоко, сахар и некоторые другие продукты могут быть непосредственно потреблены человеком, и вместе с тем они используются как средство производ­ства (сырье для изготовления других продуктов пи­тания).

    Таким образом, общественное производство состоит из двух больших подразделений:

    I   подразделение - производство средств производ­ства,

    II     подразделение - производство предметов по­требления.

    В первом подразделении можно выделить два круп­ных раздела: производство средств производства для изготовления средств производства (станки и оборудо­вание для машиностроительных заводов, шахт и т. п.) и производство средств производства для изготовления предметов потребления (станки и оборудование обув­ных и текстильных, швейных и других фабрик и т. п.).

    Второе подразделение также можно разделить на два раздела: производство необходимых предметов по­требления и производство предметов роскоши.

    © StrategPlann 2009