Что такое государственно-монополистический капитализм?

    Из того, что империализм есть последняя стадия капитализма, за которым непосредственно должен на­ ступить социалистический строй, вовсе не следует, что развитие экономики, производительных сил в капита­листических странах приостанавливается, топчется на одном месте. И при империализме происходит разви­тие хозяйственной и политической жизни. Осущест­вляется дальнейший рост обобществления производ­ства и труда, огромные массы капитала все больше сосредоточиваются в руках небольшой кучки крупней­ших монополий, что приводит к небывалому усилению их могущества.

    В. И. Ленин, давая характеристику империалисти­ческой стадии капитализма, еще в 1917 г. подчеркивал, что империализм является не только эпохой господ­ства крупнейших монополий, но что это эпоха «пре­вращения монополистического капитализма в госу­дарственно-монополистический капитализм». С тех пор прошло более 55 лет. Этот процесс в главных, наибо­лее развитых капиталистических странах получил пол­ное развитие.

    В чем заключается существо государственно-моно­полистического капитализма, каковы его основные характерные черты?

    Государственно-монополистический капитализм - это такая ступень в развитии современного буржуазно­го строя, когда происходит соединение в единый меха­низм силы капиталистических монополий с мощью бур­жуазного государства. Целью этого соединения явля­ется сохранение и укрепление устоев капиталистичес­кого строя, еще большее обогащение монополий, борьба против мирового социализма, подавление рабо­чего движения и национально-освободительной борьбы, развязывание агрессивных, захватнических войн.

    Возникновение государственно-монополистического капитализма не случайное явление в истории буржуаз­ного общества. Оно обусловлено экономическими и политическими процессами развития современного ка­питализма, коренного изменения его положения на нашей планете.

    Масштабы современных производительных сил, небывалый рост науки и техники и внедрение их дости­жений в производство, огромная концентрация про­изводства и капитала в руках крупнейших монополий властно требуют изменения механизма управления экономикой. Поскольку процессы обобществления про­изводства происходят в рамках капитализма, облик современного монополистического капитализма скла­дывается в результате действия присущих ему внутрен­них свойств и противоречий. В этих условиях наиболее эффективным орудием в руках монополий выступает буржуазное государство. Этому способствует то, что само государство становится крупным коллективным капиталистом, в распоряжении которого находятся значительные производственные, финансовые и трудо­вые ресурсы. Огосударствление значительной части на­родного хозяйства в капиталистических странах еще больше усиливает процесс обобществления производ­ства, что ведет к обострению основного противоречия капитализма - между общественным характером про­изводства и частнокапиталистической формой при­своения.

    Многие важные особенности государственно-моно­полистического капитализма объясняются тем, что современный империализм, как указывается в Доку­менте, принятом международным Совещанием комму­нистических и рабочих партий в июне 1969 г., стремит­ся приспособиться к условиям борьбы двух мировых общественных систем, к требованиям происходящей ныне научно-технической революции. В экономике капиталистических стран все шире используется стиму­лирование государством монополистической концент­рации производства и капитала. Все большая доля национального дохода перераспределяется аппаратом государства в пользу монополий. Капиталистическое государство предоставляет монополиям военные за­казы, финансирует программы развития промышлен­ности и научных исследований, составляет программы экономического развития в масштабе страны, осуще­ствляет новые формы вывоза капитала, ведет политику империалистической интеграции.

    С глубокими изменениями в экономике современ­ного капитализма связана практика регулирования и планирования в рамках концернов и трестов, которая все больше сочетается с программированием, т. е. раз­работкой различными органами государства планов развития отдельных отраслей экономики. Например, в США с начала 50-х годов было разработано более трех десятков долгосрочных прогнозов на период от 10 до 50 лет. Во Франции разрабатываются пятилетние планы.

    Попытки «планировать» экономику капиталисти­ческих стран, с одной стороны, вызваны желанием показать трудящимся в капиталистических странах, что возможно планирование хозяйства без ликвидации капиталистической собственности и устранения власти монополий. С другой стороны, монополии и государст­венный аппарат с помощью регулирования стремятся найти выход из обостряющихся противоречий капита­листической системы хозяйства. Отсюда попытки осу­ществить так называемые антикризисные мероприя­тия, регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, организацию снабжения сырьем и сбыта продукции монополистических объединений и другие мероприятия, которые якобы могут устранить корен­ные пороки и язвы современного капитализма.

    Если раньше, до того как монополистический капи­тализм стал перерастать в государственно-монопо­листический капитализм, буржуазное государство не­посредственно не вмешивалось в капиталистическое хозяйство, а рост производства и капитала осущест­влялся в основном без прямого участия государствен­ного аппарата, то теперь положение изменилось. Мо­нополистический капитал, всяческими мерами отстаи­вая свое существование, непосредственно ставит себе на службу государственный аппарат, используя его как вернейшее орудие против роста возмущения тру­дящихся, для увеличения прибылей и укрепления сво­его господства.

    Однако, как указывается в Документе, принятом международным Совещанием коммунистических и ра­бочих партий в июне 1969 г., «государственно-монопо­листическое регулирование, осуществляемое в формах и масштабах, отвечающих интересам монополистиче­ского капитала, и направленное на сохранение его господства, не в состоянии обуздать стихийные силы капиталистического рынка». Об этом убедительно сви­детельствуют чередование высоких и низких темпов роста промышленного производства, кризисы в валют- но-финансовой сфере, социально-политические кон­фликты в капиталистических странах.

    Сам факт того, что монополии для сохранения сво­его господства вынуждены прибегать к помощи госу­дарства, свидетельствует о том, что капиталистический строй вынужден изыскивать новые средства для укреп­ления своей системы хозяйства. Государство в буржу­азных странах выступает как одно из важных средств укрепления капиталистического строя.

    Важными этапами процесса перерастания монопо­листического капитализма в государственно-монопо­листический капитализм были первая мировая вой­на (1914-1918 гг.), мировой экономический кризис 1929-1933 гг., вторая мировая война (1939-1945 гг.), послевоенный период, характеризующийся милитари­зацией хозяйства капиталистических стран и гонкой вооружений. Во время войны 1914-1918 гг. дальше всех в осуществлении государственно-монополисти­ческих мероприятий зашла кайзеровская Германия. После войны, особенно в ходе опустошительного миро­вого экономического кризиса 1929-1933 гг., государ­ственно-монополистический капитализм развился и укрепился в США и гитлеровской Германии. В тече­ние второй мировой войны и в послевоенный период государственно-монополистический капитализм стал наиболее характерной чертой развитых капиталистиче­ских стран.

    Таким образом, государственно-монополистический капитализм есть особая форма господства монополи­стического капитала. Она базируется на высоком уров­не обобществления производства, возможного в рам­ках капитализма, его концентрации и централизации и характеризуется соединением силы монополий с си­лой буржуазного государства в единый механизм. Это сращивание мощи монополистических объединений с аппаратом государства используется в интересах круп­нейших монополий, в целях извлечения монопольно высоких прибылей и укрепления экономического и по­литического господства монополий.

    Использование государственного аппарата моно­полистическим капиталом происходит в различных формах, и прежде всего в форме «личной унии», т. е. непосредственного участия представителей или самих заправил монополий в буржуазных правительствах, в вовлечении крупных государственных чиновников в правления монополистических объединений. «Сего­дня министр - завтра банкир; сегодня банкир - зав­тра министр». Эта характеристика, данная Лениным, сейчас, как никогда раньше, отражает реальную кар­тину в империалистических странах.

    Переплетение интересов государства и монополий осуществляется как путем перехода ряда предприятий и отдельных отраслей в собственность государства посредством буржуазной национализации и строитель­ства новых предприятий за счет государственного бюд­жета, так и путем образования и дальнейшего расши­рения государственного рынка, на котором крупней­шие монополии сбывают свою продукцию по выгодным для них ценам. Характерным для государственной собственности в условиях государственно-монополи­стического капитализма является строительство та­ких предприятий и отраслей производства, которые имеют преимущественно военно-стратегическое зна­чение.

    Развитие государственно-монополистического капи­тализма ускоряется обострением противоречий капи­тализма. Поэтому периоды войн и подготовки к ним, как и периоды экономических кризисов и политических потрясений, являются временем наибольшего роста государственно-монополистического капитализма. Характеризуя государственно-монополистический капи­тализм, Ленин указывал, что все его мероприятия по монополизации и огосударствлению производства «неизбежно сопровождаются усилением эксплуатации трудящихся масс, усилением гнета, затруднением от­пора эксплуататорам, усилением реакции и военного деспотизма и вместе с тем неизбежно ведут к неимо­верному росту прибылей крупных капиталистов за счет всех остальных слоев населения».

    Противоречия, свойственные государственно-моно­полистическому капитализму, ведут к тому, что вме­сто укрепления капиталистической системы, к чему направлены все мероприятия соединенных сил моно­полий и государства, еще больше расшатывают ее и ослабляют ее мировые позиции. Эти противоречия неразрешимы в рамках империализма.

    «Государственно монополистическое развитие,- указывается в Резолюции XXIV съезда КПСС,- ведет к обострению всех противоречий капитализма, к подъ­ему антимонополистической борьбы».

    В ходе революционной борьбы против гнета импе­риализма рабочий класс и под его руководством про­грессивные слои общества оказывают возрастающее сопротивление монополистическому капиталу и: бур­жуазному государству.

    Попытки реформистов и ревизионистов выдать го­сударственно-монополистический капитализм за но­вый общественный строй, коренным образом отличаю­щийся от старого капитализма, приукрасить нынеш­ний капиталистический строй разбиваются о реаль­ную действительность. Как указывается в Программе КПСС, «государственно-монополистический капита­лизм не меняет природы империализма». 6 странах капитала не ослабевают социальные конфликты, не­примиримые противоречия раздирают капиталистиче­ское общество. Капиталистические монополии ищут выход в усилении эксплуатации трудящихся, в еще большем угнетении народных масс, в насаждении ре­акции по всей линии. Рабочий класс и трудящиеся стремятся к коренному изменению условий материаль­ной и духовной жизни общества, сплачивают и орга­низуют свои силы, чтобы навсегда покончить с импе­риализмом.

    Объективный ход истории идет к тому, что перера­стание монополистического капитализма в государ­ственно-монополистический капитализм создает как материальные, так и социально-политические предпо­сылки для замены капитализма новым общественным строем. ...Государственно-монополистический капита­лизм,- писал Ленин,- есть полнейшая материаль­ная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между кото­рой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализ­мом, никаких промежуточных ступеней нет».

    © StrategPlann 2009