Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Покупка 25% акций «Первого канала» «Национальной Медиа Группой» Юрия Ковальчука

09.02.2011 03:00

О том, что «Национальная Медиа Группа» (НМГ) приобрела у одной из структур Millhouse LLC блокпакет акций ОАО «Первый канал», «Ъ» рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о покупке 100% долей в уставном капитале ООО «Растрком-2002», владеющего 25% акций телеканала. Покупателем выступило ЗАО НМГ, в собственности которого уже находятся два федеральных телеканала — 68% РЕН ТВ и 72% ТРК «Петербург — Пятый канал». «Фактически сделка состоялась еще в конце прошлого года. Разрешение антимонопольной службы было получено в последних числах декабря. Официально же о ней может быть объявлено сегодня»,— говорит собеседник «Ъ».

Вчера гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе подтвердил «Ъ» информацию о покупке блокпакета акций «Первого канала», отказавшись от детальных комментариев. Факт сделки с НМГ «Ъ» также подтвердили начальник управления по информационной политике компании Millhouse Джон Манн и гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Представители нового акционера «Первого» вчера заверили «Ъ», что рассматривают приобретение как долгосрочное и не собираются вмешиваться в текущую деятельность крупнейшего телеканала страны.


«Первый канал» (сначала он назывался ОРТ) вещает с апреля 1995 года, став правопреемником государственной телерадиокомпании «Останкино». Имеет самое большое техническое проникновение среди всех российских вещателей: сигнал «Первого» принимают 98,8% населения страны. По итогам 2010 года является самым популярным у зрителей: среднесуточная доля аудитория среди всех россиян старше 18 лет, по данным TNS Russia, составила 18,5%. Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ «Останкино» контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Романа Абрамовича — ООО ОРТ-КБ, ООО «Эберлинк-2002», ООО «Растрком-2002».


Разговоры о готовящейся покупке структурами банка «Россия» пакета «Первого канала» появились на рынке еще прошлой весной. В ноябре стало известно, что на «Пятый канал» были приглашены, как тогда сообщалось, «для консультаций» менеджеры «Первого» во главе с заместителем руководителя его дирекции информационных программ Алексеем Бродским. К этому времени руководство НМГ уже отстранило от управления РЕН и «Пятым» команду Александра Роднянского и Владимира Ханумяна. В декабре 2010 года господин Бродский был официально назначен гендиректором «Пятого канала». В новогодние праздники эфир «Пятого канала» был заполнен коллекцией мюзиклов из архива «Первого».


Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источник «Ъ», близкий к банку «Россия», утверждает, что за акции «Первого» НМГ заплатила около $150 млн. По его мнению, это «вполне рыночная цена, соответствующая данным независимой оценки актива, проведенной прошлой осенью в ходе due diligence». «Могу поздравить коллег НМГ с отличной сделкой»,— прокомментировал президент «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов. Но, похоже, сделка оказалась удачной не только для покупателя, но и для продавца. Напомним, что в 2001 году структуры Романа Абрамовича приобрели 49% «Первого канала» у Бориса Березовского за $175 млн, то есть весь телеканал тогда был оценен в $357,1 млн.


Зачем именно НМГ потребовалось входить в капитал уже третьего по счету федерального телеканала, в окружении Юрия Ковальчука обсуждают неохотно. «Покупатель решил расстаться с частью своего пакета, а у НМГ появились свободные средства после продажи доли в НТК (компании „Национальные телекоммуникации“.— 
„Ъ“)»,— пояснил собеседник «Ъ», близкий к акционерам банка «Россия». Напомним, что 4 февраля «Ростелеком» объявил о закрытии сделки по приобретению совместно с двумя другими «дочками» «Связьинвеста» 71,8% акций НТК за 27,907 млрд руб. ($950 млн). Крупнейшим продавцом акций НТК (51,8%) выступила НМГ, выручившая за них $690 млн.

По сравнению с «СТС Медиа» «Первый канал» оценен очень скромно, признает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. «Либо оценка была нерыночной, либо рентабельность „Первого“ значительно меньше, чем у „СТС Медиа“,— рассуждает эксперт.— Возможно, при оценке учитывалось и то, что „Первый“ — канал для всех, чья аудитория к тому же стареет, а более перспективны все-таки нишевые каналы».


Свои финансовые показатели ОАО «Первый канал» не раскрывает. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2009 году выручка по РСБУ ОАО превысила 21,96 млрд руб. (на 12% меньше, чем в 2008-м), чистый убыток составил 881,8 млн против 3,4 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. При этом сам канал получает субсидии из федерального бюджета на распространение сигнала в городах с населением менее 200 тыс. человек. По данным Счетной палаты на 1 июля 2009 года, кредиторская задолженность «Первого» равнялась 3,965 млрд руб., из которых примерно 60% составляла задолженность перед поставщиками контента. В 2010 году на размещение рекламы только в федеральном эфире «Первый» мог заработать, по оценке «Квенди Русмедиааудит», 22,9 млрд руб. Для сравнения: вчера капитализация на NASDAQ единственного публичного российского телевизионного холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и ДТВ) превышала $3,5 млрд. Выручка «СТС Медиа» по US GAAP в 2009 году достигла $506 млн, чистая прибыль — $100,4 млн, за январь—сентябрь 2010-го — $379 млн и $70,4 млн соответственно.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру