Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы

  • Дома из сруба в Новосибирске здесь
    sibdomstroj.ru


Этика современного бизнеса

Цивилизованная форма развития рыночных отношений предполагает безусловное соблюдение определенных правил деловой этики.

Этика возникла в период становления рабовладельческого строя и впервые упоминается в трудах Аристотеля. Природа ее зарождения трактуется авторами по-разному: как изобретение человеческого разума; как нечто, полученное людьми свыше, от Бога; как явление необъяснимое; как проявление врожденных качеств человека. Однако независимо от природы появления эти­ка выполняет непреходящую роль в социальном развитии чело­вечества.

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — это древняя философская наука, объектом изучения которой явля­ется мораль, ее сущность, природа, структура, функции, про­исхождение и развитие. Мораль и нравственность регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.

Смысловое значение этики неоднозначно. С одной сто­роны, она определяет область научных знаний, с другой — об­раз действий, поведение человека (этичное, неэтичное), в соот­ветствии с понятиями о добре и зле, о нравственности и мора­ли, о назначении человека в обществе и смысле жизни и дея­тельности.

Предметом изучения этики как науки является мораль.

Второе значение этики носит прикладной характер, отра­жая нормы поведения людей в обществе, в семье, в производст­венной сфере, включая в себя систему идеалов, на которые опи­раются менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь по­ставленной цели.

Следует различать тонкости в содержании понятий «мо­раль» и «нравственность», непосредственно связанных с эти­кой. Мораль характеризует сложившиеся поведенческие обще­принятые нормы, нравственность во многом связана с индиви­дуальностью, она избирательна для разных людей. Условно мораль можно выразить формулой «я и общество», нравствен­ность — «я и Бог»и моя совесть). Объединяет эти понятия сфера проявления — человеческие отношения, особенности ко­торых зависят от моральных, нравственных принципов инди­видуумов. В отличие от законодательных норм, регулируемых правовыми документами, нормы морали опираются на общест­венное мнение, на убеждения, привычки, традиции. Мораль как общественно необходимый тип поведения людей выража­ется в поступках человека, в его отношениях к обществу, к труду, к семье, к коллективу.

Практика сотрудничества людей в той или иной области общественной деятельности формирует определенные нормы по­ведения в данной среде. В этой связи выделяется профессиональ­ная этика врача, учителя, юриста, продавца, бизнесмена, руково­дителя и др. Этика деловых отношений охватывает весьма широ­кую сферу делового партнерства, включая межфирменное и внутрифирменное сотрудничество (межличностные взаимоотно­шения в трудовом коллективе, деловое общение между руково­дителем и подчиненным, деловые контакты с отечественными и зарубежными предпринимателями, коммерсантами, фирмами, государственными и другими учреждениями).

Деловая этика базируется на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности. Независимо от типа предпринимательской деятельности и его отдельных видов дело­вая этика должна учитывать также национально-этнические тра­диции и вытекающие отсюда правила.

Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образо­вания и знанием им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость, входят в «арсенал» делового этикета менеджера, положительно характеризуют его.

Этические нормы в отличие от норм права официально ни­где не записаны и долгое время изустно передавались от «отцов» «детям», от старших — младшим, от одного поколения — другому. Они складывались веками в процессе совместной деятельности и общежития многих поколений разных народов и являются одним из основных приобретений культуры.

В отличие от правового регулирования, где на страже зако­нодательства стоят специальные государственные органы, ка­рающие за нарушение той или иной статьи закона, контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляет­ся только общественным мнением и человеческой совестью. Именно поэтому быть или не быть моральным почти полностью зависит от собственной доброй или злой воли человека. Разуме­ется, всякий свободный выбор обусловлен множеством факторов, тем не менее насильно заставить человека быть порядочным не­возможно. Везде, где существуют человеческие отношения, при­сутствует и мораль, поскольку жить в обществе и быть полно­стью от него свободным нельзя. Уважая в себе личность и собст­венное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что ка­ждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.

Вместе с тем нарушение этических норм рано или поздно приводит к социальным и личным бедам, несчастьям, трагедиям — мораль мстит за себя, ибо ее главное предназначение — сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь свое сообще­ство, не дать им уничтожить друг друга, способствовать успеху их совместной деятельности.

По этим причинам талантливые предприниматели, руково­дители крупных фирм и компаний большое значение придают этическим нормам в организации работы своих коллективов.

Там, где деловые отношения людей строятся на основе вза­имного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на администра­тивное управление и контроль.

Стержневым этическим качеством, обусловливающим по­зитивные взаимоотношения между предпринимателями в процес­се их деловой активности, с одной стороны, и между предприни­мателями и обществом, государством, с другой, является чест­ность. Требование честности обусловлено необходимостью со­вместной деятельности людей в процессе их социальной практи­ки, взаимной координации их деятельности, потребностями их повседневной жизни. Честность включает в себя такие позитив­ные нравственные атрибуты, как правдивость, принципиаль­ность, верность принятым на себя обязательствам, субъективная убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которы­ми предприниматель руководствуется в своей коммерческой дея­тельности, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих управленческих принципов и этики менедж­мента и предпринимательского бизнеса.

Так, некоторые предприниматели считают, что идеалы, принципы и правила морали к ним не относятся или касаются в меньшей степени. Эта точка зрения опирается на теорию, пред­ложенную М. Фридманом и его последователями. По мнению М. Фридмана, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они не противоречат юридическим и рыночным законам. Пред­приниматели вправе игнорировать возможный негативный эф­фект их деятельности на потребителей и общество и принимать решения, руководствуясь только целью максимизации своей при­были.

Вместе с тем другая точка зрения и соответствующая ей современная предпринимательская этика, имеющая место во многих западноевропейских компаниях, ориентирует на ограни­чение принципа максимизации прибыли в таких ситуациях, когда его реализация ведет или может привести к действиям, противо­речащим этическим нормам. Принцип прибыльности при этом не отвергается как неэтичный. Однако, поскольку он носит фор­мальный характер, с ним совместим выбор таких материальных средств, которые, хотя и позволяют достигать цели получения прибыли, с этической точки зрения не могут быть оправданы. Так как получение прибыли в конкретных случаях происходит путем принятия решений на уровне предприятия, то оно и является тем местом, где должна с учетом конкретной ситуации претворяться в жизнь предпринимательская этика ограничения стремления к прибыли.

Весьма показательным примером, который можно привес­ти для иллюстрации, является кодекс, который одобрила компа­ния Nestte в 1982 г. после длительных обсуждений и дискуссий с самыми различными группами заинтересованных лиц на осно­ве проекта Всемирной организации здравоохранения о регули­ровании продажи заменителей материнского молока в странах третьего мира. Кодекс определяет правила и запреты в отноше­нии таких мероприятий в области маркетинга, проведение кото­рых порождало или может породить в будущем серьезный кон­фликт между этическими требованиями и принципом максими­зации прибыли. Следует отметить, что кодекс запрещает, на­пример, торговому персоналу обучать будущих матерей на кур­сах подготовки, а также привлекать к рекламированию продук­ции с помощью финансовых или иных стимулов персонал, заня­тый в службе здравоохранения (врачей, медицинских сестер и т. д.). Благодаря этим обязательным для всех организаций нормам, принадлежащих компании Nestle, должно быть исключено по­ведение персонала, направленное на извлечение прибылей пу­тем использования неосведомленности матерей в развивающих­ся странах.

У цивилизованных предпринимателей не возникает вопро­са: «Должны ли они действовать согласно этическим законам?» Сейчас в реальной жизни проблема состоит в том, как надо дей­ствовать, чтобы не нарушать мораль, этические нормы. Что каса­ется появления экономических теорий, идентифицирующих ра­циональную мотивацию человеческого поведения со стремлени­ем максимизировать личный интерес, то в этом следует усматри­вать намерение активизировать экономическое поведение людей. При этом надлежит доказать, что личный интерес неизбежно приводит к наиболее эффективному социально-экономическому результату.

Если, например, в Японии решающим фактором эконо­мического развития является корпоративный, общинный ин­терес и поведение, регулируемое такими этическими катего­риями, как долг, лояльность, добрая воля, то в России с ее особенностями следует идти по пути создания гибкого меха­низма, обеспечивающего сочетание личных и коллективных интересов с учетом повышения требований социальной от­ветственности.

Деловая этика — понятие интернациональное. Различаю­щаяся в частностях, связанных с национальными особенностями, традициями и обычаями отдельных стран и народов, она высту­пает в качестве общечеловеческой ценности, способствующей развитию экономических и культурных связей фирм различных государств и континентов.

Этика деловых отношений определяется уровнем общей культуры и, в свою очередь, является одним из аспектов куль­туры менеджмента. Ее нормы выполняют социальную роль, регулируя поведение индивидуумов, формируя определенный социально-психологический климат в коллективе. Соблюдение этики руководителем позволяет избежать либо уменьшить ко­личество стрессовых ситуаций, что благотворно сказывается на психофизиологическом состоянии и здоровье работников. В конечном счете следование этическим принципам в рамках предприятия и во взаимодействии с внешней деловой средой отражается на экономических показателях деятельности, спо­собствует получению более высокого размера прибыли и эко­номному использованию такого важного ресурса, как время. Соблюдение этики поведения придает уверенность в своих си­лах и действиях, упорядочивает и облегчает «деловое сущест­вование», способствует формированию имиджа фирмы, от­дельного работника, его карьеры.

В рамках рассматриваемого вопроса поучителен опыт стран с развитой рыночной экономикой (США, Англия, Франция, Япония и др.). В практике делового поведения предпринимателей этих государств этические нормы укоренились достаточно глубо­ко, на них воспитаны несколько поколений деловых людей.

Повышению уровня этичности бизнеса способствуют су­ществующие принципы и механизмы внутрифирменного и меж­фирменного взаимодействия. В частности, в фирмах специально разрабатываются этические нормативы в виде описания общих ценностей и правил этики, которых должны придерживаться все ее работники. Такие нормативы могут доводиться до членов кол­лектива устно или в виде печатных материалов.

Иногда предприятия (фирмы) создают постоянные комите­ты по этике для оценки повседневной практики управления с точки зрения соблюдения этических норм. Могут пользоваться также услугами специалиста по этике бизнеса (адвоката по эти­ке). Его роль сводится к выработке суждений по этическим во­просам, связанным с действиями организации.

Современный этап научно-технической революции, обост­рение конкуренции и ряд других факторов предъявляют новые требования к менеджменту. Приобретает особую значимость во­прос о руководителе компании, о лидере, способном объединить и увлечь персонал, пробудить в рабочих инициативу, предприим­чивость, поощрять дух новаторства, противостоять бюрократии, гибко реагировать на изменение внешних условий.

Зарубежные специалисты по менеджменту составили «портрет» героя современного бизнеса, которого наделили таки­ми этическими свойствами, как последовательность и честность в отношении к персоналу; доверие к людям; терпимость к откры­тому несогласию; скромность (отсутствие личной автостоянки, буфета, лифта; простой кабинет), верность данному слову; знание сотрудников по именам; предпочтение, оказываемое разговору с глазу на глаз; готовность выполнить черновую работу, взять вину на себя; признание должного за другими, доступность для всех, легкость в общении и др.

В рамках развития и внедрения «теории человеческих от­ношений» в зарубежной практике используется комплекс самых разнообразных мер этического воздействия на трудовые коллек­тивы и отдельных работников: от введения единой фирменной одежды для рабочих и ИТР до организации совместного отдыха. Последнее рассматривается и как источник получения дополни­тельных сведений о сотрудниках, их поведении в неофициальной обстановке с целью реализации индивидуальных подходов в управленческой практике.

Примечателен в части этического воспитания кадров опыт американской фирмы ИБМ, крупнейшего в мире производителя компьютеров и конторского оборудования. Основополагающим фактором, определяющим ее характер, является не используе­мая технология, а уникальная этика и культура деловых отно­шений. Например, на практикуемых (достаточно малочислен­ных заседаниях) в фирме принимать участие могут все желаю­щие наряду с теми лицами, присутствие которых обязательно. Однако все участники должны овладеть правилами межлично­стного общения, чему уделяется особое внимание. Применяется специальная система подготовки всего Персонала и лиц, назна­чаемых на руководящие должности, в области делового внутри­фирменного общения.

Во взаимоотношениях с деловыми партнерами в состав норм этики бизнеса включаются: точность (безусловное соблю­дение согласованных сроков выполнения конкретных работ), единство слова и дела (реализация принятой договоренности), безупречная честность, исключение давления чужим авторите­том, признание недостатков заключенной сделки для партнера. Неэтичными считаются такие действия правового характера, как взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отче­ты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах и др. В случаях нарушения этических норм наряду с юридическими мерами используют приемы социального воздействия. Напри­мер, популярный американский журнал «Форчун» ежегодно публикует списки 100 фирм как положительно отличившихся, так и допустивших грубые отклонения от норм деловой этики. Подобная гласность в лучшем случае может способствовать росту деловой активности предприятий, в худшем — довести их до банкротства.

В управлении отечественной экономикой в целом и хозяй­ствующими субъектами в частности этике деловых отношений далеко не всегда придавалось должное значение. Несмотря на то что своего рода «Кодекс поведения руководителя» был разрабо­тан еще в 20-е годы, его нормы не соблюдались, в том числе из-за процветающей в последние десятилетия бюрократической адми­нистративно-командной системы управления. Примеры порочной практики: полная безответственность высших уровней управлен­ческой структуры по отношению к подведомственным организа­циям, отсутствие эффективных коммуникаций («обратной свя­зи»), использование форм поощрения, не соответствующих ре­зультатам работы, противоречащих идеологии хозрасчета, недос­татки в делегировании полномочий, феодальная психология все­дозволенности, правовой нигилизм и др.

Соблюдение норм деловой этики во многом определяется поведением первых руководителей предприятий. Как известно, недостатки руководителя умножаются на число подчиненных, для которых он является авторитетом и объектом для подража­ния. Между тем образ руководителя в нашей стране эволюциони­ровал от профессионального администратора, умеющего руково­дить, нередко не имея специального образования (в годы первых пятилеток), до инженера, знающего технику, с недостаточной гуманитарной и управленческой подготовкой.

И только в период проведения реформы системы управле­ния, в том числе на этапе перехода К рыночным отношениям, ак­центируется внимание на этических проблемах управления, включая этику общения, формирование имиджа делового челове­ка и фирмы в целом, этикет деловых бесед и переговоров, куль­туру речевого поведения, предупреждение стрессовых ситуаций и др.

Вместе с тем следует признать, что некоторые российские предприниматели сегодня не имеют необходимых морально- этических качеств, что нередко приводит к нарушениям ими дан­ного слова, к обману государства, выражающимся в скрытой не­уплате налогов, в обмане клиентов, сопровождающемся отказом от расплаты за товарные поставки. Нарушение верности данному слову, данному обещанию приводит к вероломству, которое оз­начает сознательный обман чужого доверия или вопиющее на­рушение принятых на себя обязательств. Как вероломство оценит ваются следующие действия: преднамеренное нарушение верно­сти данному обещанию или молчаливо подразумеваемым обстоя­тельствам, которые вытекают из взаимоотношений предпринима­телей между собой. Для современных российских предпринима­телей характерно зачастую клятвопреступление, которое пред­ставляет сознательное введение другого человека (чаще всего другого предпринимателя) в заблуждение с целью использовать его ложное убеждение против него же самого в эгоистических целях.

Возможность практической реализации этических норм в деловой жизни в дальнейшем будет обеспечиваться прежде всего повышением уровня общей культуры работников, занятых во всех сферах экономики страны, формированием нового типа ру­ководителей, владеющих социологической, правовой, психологи­ческой грамотностью, наряду с высокой степенью компетентно­сти, оценкой их труда с учетом социально-этических критериев делового поведения, внедрением партисипативного принципа делегирования полномочий (т. е. передача права принятия реше­ний на уровень, где осуществляется процесс) и др.

Этичное поведение, вежливость в частности, должно войти в привычку и быть доведено до автоматизма. Иначе, несмотря на теоретические знания в этом вопросе, человек не сможет верно вести себя, сообразуясь с обстановкой. Отсутствие требуемого навыка вызывает неестественность в поведении, которая всегда видна и проявляется в скованности движений, в жестах, в инто­нации и других признаках.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров важно владеть основами деловой этики. Управленческая практика выра­ботала этические нормы, т. е. постулаты профессиональной эти­ки, которые лежат в основе того, что можно определить как эти­ческий кодекс предпринимателя, менеджера. А именно, цивили­зованный предприниматель, менеджер:

  • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предприни­мателем;
  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  • уважает себя как личность, а любую личность – как себя;
  • уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
  • доверяет другим, уважает профессионализм и компе­тентность;
  • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;
  • стремится к нововведениям;
  • является гуманистом.

Весьма поучительны принципы делового человека, сфор­мулированные купеческой гильдией России в 1912 г.:

  • уважай власть;
  • будь честен и правдив;
  • уважай право частной собственности;
  • люби и уважай человека;
  • будь верен слову;
  • живи по средствам;
  • будь целеустремленным.

Испокон веков русские предприниматели славились тем, что соблюдали этику и крепко держали свое слово. Эти принци­пы поведения должны быть восстановлены.

В настоящее время в большинстве стран мира распростра­нены корпоративные кодексы, т. е. стандарты, по которым дейст­вуют отдельные фирмы, и профессиональные кодексы, т. е. пра­вила, регулирующие отношения внутри целой отрасли. В послед­ние годы появились они и в России. Интересно, что раньше дру­гих своды этических правил появились в компаниях, занятых в сферах страхования и услуг.

Этический кодекс приносит компании реальную пользу, так как дает ясное представление о допустимых и недопустимых действиях при выполнении служебных обязанностей. Распро­страняясь на всех работников фирмы, кодекс облегчает поддер­жание дисциплины и законности.

В связи с этим следует заметить, что Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», представ­ляющие, по существу, свод основных этических норм, которыми, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться руководителям и специалистам любой сферы. Данным документом рекомендует­ся, в частности:

  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, пре­пятствующих добросовестному исполнению должностных (слу­жебных) обязанностей;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и тради­циям народов России, учитывать культурные и иные особенно­сти различных этнических, социальных групп и конфессий, спо­собствовать межнациональному и межконфессиональному со­гласию.

В ряде государств приняты специальные акты, содержащие подобные нормы, своего рода «этические кодексы» поведения госслужащих. В частности, в Соединенных Штатах Америки та­кими актами являются Принципы этического поведения прави­тельственных чиновников и служащих от 17 октября 1990 года и Закон об этике в правительственных учреждениях (1978 г.).

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру