Потребление, потребность и полезность

    В процессе жизни и функционирования любой экономи­ческий субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды — готовую продук­цию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление назы­вают отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полез­ности.

    Потребность представляет собой не что иное, как насущ­ную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства.

    Основная классификация потребностей может быть пред­ставлена следующим образом:

    1) первичные потребности, или физиологические, т. е. необхо­димость в принятии пищи, наличии предметов одежды. Иными словами, данный тип товаров называется товарами первой необходимости: они крайне важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрез­вычайно велика;

    2) вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования. Они не определяют напрямую общее физиологическое состояние здоровья индивида и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.;

    3) третичные потребности представлены предметами роско­ши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовле­творили все предыдущие потребности.

    Потребности не имеют границ, с удовлетворением одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе все потребности напрямую зависят от величины дохода. Потреб­ности человека безграничны, они могут иметь разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют сте­пени насыщения. Однако ресурсы, требуемые для произ­водства благ, ограничены, следовательно, перед потребителем возникает дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сра­зу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока.

    Полезность определяет качественную сторону товара, и она является необходимым условием того, чтобы он был приобре­тен. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским пред­почтениям. Для измерения полезности была предложена еди­ница «ютиль», на основании которой можно соотнести полез­ности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности:

    1) общая полезность может быть получена только в резуль­тате приобретения и потребления большого объема продукции в ассортименте, например всей потребительской корзины;

    2) предельная полезность определяется полезностью каж­дой дополнительно произведенной или потребленной еди­ницы того или иного блага.

    © StrategPlann 2009