Прибыль: функции и основные виды

    Прибыль представляет собой результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, сти­мулирующий предпринимательство. Она образуется путем вычета из общего дохода организации за определенный про­межуток времени той части денежных средств, которая может покрыть издержки производственно-хозяйственной деятель­ности. Иными словами, это чистый доход. Прибыль также можно рассматривать как двигатель производства, поскольку посредством нее финансируются нововведения и внедряются новые технологии. В принципе прибыль — это явление непо­стоянное, поскольку в рыночной экономике сильна конку­ренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Вслед­ствие этого условия получения прибыли регулярно меняются и могут быть обусловлены динамикой конкуренции, ценооб­разования, потребительских предпочтений и других рыноч­ных процессов.

    Прибыль — экономическая категория, сущность которой может быть проявлена только через ее функции.

    1. Регулирующая. Прибыль позволяет регулировать денеж­ные потоки в организации, она распределяет все денежные средства по различным направлениям развития и фондам, среди которых основными являются: фонд накопления, кото­рый создает запасы для будущего использования, фонд потре­бления, необходимый для удовлетворения текущих нужд фир­мы, а также валютный, фонд развития производства, фонд материальных поощрений и пр.

    2. Стимулирующая. Получение прибыли дает организации возможность осуществления изменений, инноваций и вне­дрения последних достижений научно-технического прогрес­са. Если фирма в достаточной степени обеспечена финансо­выми ресурсами, это значит, что она стимулирована на развитие, расширение сферы деятельности.

    3. Контролирующая — представляет собой не что иное, как характеристику экономического эффекта деятельности пред­приятия. Прибыль позволяет наблюдать и анализировать вну­тренние процессы в организации, поскольку характеризует структуру потребления и сбережения, величину издержек и потенциальные возможности на перспективу.

    4. Прибыль — источник финансирования расширения мас­штаба производства. Фирмы, которые получают прибыль, имеют возможность осуществлять воспроизводственный про­цесс, т. е. вести непрерывную производственную деятель­ность. Они обладают инвестиционным запасом и могут направить его снова в производство, при этом не только для расшире­ния его масштаба, но также и в целях совершенствования предприятия.

    Как было уже сказано, прибыль рассчитывается в результа­те уменьшения величины валовой выручки на величину издержек или затрат. В соответствии с этим в зависимости от того, какие издержки берутся за минусом, и определяется тот или иной вид прибыли. Затраты на сырье, оборудование, все производственные фонды, факторы производства, заработ­ную плату и т. п. называются неявными, или бухгалтерскими издержками, которые повторяются с определенной периодич­ностью. На основании этого бухгалтерская прибыль предста­вляется как валовой доход фирмы — постоянные затраты, которые ни коим образом не зависят от производственных показателей. Для осуществления грамотного контроля и оцен­ки финансовой ситуации в организации работает бухгалтерия. Если по мнению данного отдела организация регулярно получа­ет прибыль, то это вовсе не означает, что прибыль здесь — вели­чина положительная. Иными словами, она может оказаться меньше нуля, что является свидетельством нерационального и неэффективного вложения капитала и использования всех факторов производства. В данном случае фирма не учла аль­тернативных возможностей и выбрала тот род деятельности, который принес ей гораздо меньшую прибыль, чем могли бы принести другие.

    Можно однозначно сказать, что экономическая прибыль образуется путем вычитания из текущих затрат издержек упу­щенных возможностей, т. е. тех, которые могли быть, если бы фирма имела иную специализацию. Таким образом, важной задачей бизнеса является определение альтернативных воз­можностей и затрат. Если в отдельной отрасли прибыль пре­вышает среднее значение, это свидетельствует о том, что на данный товар существует высокий спрос, т. е. он абсолютно отвечает потребностям и желаниям потребителей. Результа­том является стремление каждого производителя перейти именно на этот сегмент рынка, поскольку он становится более привлекательным и характеризуется высокой отдачей от вло­жений капитала и труда. Посредством ужесточения конкурен­ции и расширения предложения данного вида услуг спрос начинает снижаться, и прибыль падает.

    Экономисты выделяют еще и нормальную прибыль. Полу­чение нормальной прибыли — это самая благоприятная ситуа­ция для фирмы, она по своему значению есть нечто среднее между бухгалтерской и экономической.

    © StrategPlann 2009