Понятие фирмы, ее функции

    Фирма — это вполне самостоятельный, имеющий юридиче­скую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельно­сти для создания общественно необходимых товаров и услуг. Любая фирма имеет обособленное, целиком находящееся в ее собственности имущество.

    Фирму от других экономических субъектов, действующих на рынке, отличает наличие следующих признаков. Во-пер­вых, она представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу, которая способна независимо от других экономических субъектов принимать решения, связанные с ее функционированием. Во-вторых, легальная фирма всегда юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима, т. е. имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план, в соответствии с которым она развивается. В-третьих, фирма — производственный посред­ник. Для осуществления производственного цикла по произ­водству материальных и нематериальных благ она закупает на рынке факторов производства необходимые ресурсы, которые по достижению стадии готовности реализуются на рынок товаров и услуг. В-четвертых, финансовой целью фирмы явля­ется получение прибыли и минимизация издержек.

    Однако сегодня существуют фирмы, которые работают не ради прибыли, они имеют несколько иные задачи и методы конкурентной борьбы, например повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максималь­ный контроль ценообразования и потребительского спроса. Любая фирма стремится к монопольной власти, разве что антимонопольное законодательство препятствует этому. Каж­дая организация в условиях нестабильности трудового рынка ставит своей задачей сохранение штата служащих, что можно осуществить посредством совершенствования системы опла­ты труда, а также путем разработки системы мотивации, это в целом создает дополнительные стимулы для осуществления работниками наиболее производительной деятельности. Нео­пределенность внешней среды сегодня заставляет руководство организации задуматься над вопросом выживания в случае наступления кризиса. Для этих целей создаются отделы по стратегическому планированию, которые разрабатывают дол­госрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации. Для того чтобы создать своего потребите­ля, фирма должна освоить производство качественно новых товаров, чтобы они могли завоевать расположение и доверие покупателя. Этого можно достигнуть, внедряя на производ­стве достижения науки и техники, что позволяет экономить время и исключает дополнительные затраты.

    Фирма в соответствии с ее предназначением в рыночной экономике выполняет ряд важнейших функций.

    1. Производственная функция подразумевает изготовление товаров и услуг, которое обеспечивает рыночное предложение. Производство должно быть основано на данных о структуре спроса, в противном случае фирма рискует остаться вовсе без прибыли с непокрытыми издержками.

    2. Коммерческая функция подразумевает материально-техни­ческое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирова­ние, самоокупаемость и самостоятельность — это основные характеристики сильной фирмы, которая способна завоевать большую долю на рынке и оказывать значительное влияние на процесс ценообразования и распределения доходов.

    3. Финансовая функция заключена в привлечении долгосроч­ных инвестиций и получении кредитов, которые, несомненно, позволят фирме осуществить нововведения и ориентироваться на дальнейшее развитие. Сюда могут быть включены и расчеты, осуществляемые как внутри фирмы, так и с партнерами: выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.

    4. Счетная функция подразумевает составление бизнес-пла­на, балансов и смет, проведение инвентаризации, калькулиро­вание себестоимости, оформление отчетов и сдачу их в органы государственной статистики и налогов.

    5. Административная функция — это функция управления. Она включает четыре составные части: непосредственно орга­низацию для создания гибкой к изменениям внешней среды структуры, мотивацию как процесс стимулирования работни­ков к достижению качественно более высоких результатов, пла­нирование, включающее постановку целей и пути их достиже­ния, и контроль над деятельностью фирмы в целом.

    6. Правовая функция осуществляется через соблюдение юридически закрепленных законов, норм и стандартов, а так­же через выполнение мер по охране факторов производства и окружающей среды с точки зрения этичности организации.

    © StrategPlann 2009