Спрос: его факторы и закон

    Функционирование рынка и экономики в целом обеспечи­вается уравновешенными отношениями купли-продажи. В свя­зи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реали­зуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а поку­патели предъявляют на все это спрос.

    Спрос — это экономическая категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продук­ции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специа­лизации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имею­щее высокую полезность.

    Для определения места спроса в системе экономических отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спро­са. Он характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции определяется главным обра­зом ее стоимостью или рыночной оценкой.

    Потребитель — это рациональный субъект экономической деятельности, поэтому он стремится минимизировать свои издержки (расходы). Безусловно, это не говорит о том, что погоня за минимизацией затрат должна сопровождаться покупкой некачественного или слишком дешевого уценен­ного товара, конечно, если уценка не связана просто с сезон­ными циклами. Сегодня вообще цена не гарантирует качества, поэтому даже самый дорогой товар порой не обладает высоки­ми качественными характеристиками. Величина спроса скла­дывается не только из стоимости товара, но и под действием следующих неценовых факторов:

    1) текущие доходы потребителей. Как известно, чем выше доход, тем динамичнее становится структура потребления индивида: растут его сбережения, а вместе с этим и денежные суммы, затраченные на приобретение необходимых товаров и услуг;

    2) вкусы и предпочтения потребителей. Они подвержены изменениям с течением времени, например, под влиянием постоянно изменяющейся моды. Некоторые покупатели постоянны и, придерживаясь одной марки, предпочитают удовлетворять свои потребности продукцией исключи­тельно конкретного производителя, зачастую даже незави­симо от ценовой характеристики;

    3) цена на товары-заменители и товары-дополнители:

    а) товары-конкуренты, т. е. товары-субституты. При­мер — мандарины и апельсины. Если на рынке проис­ходит изменение (в данном случае рост) цены на манда­рины, покупатель будет склонен к покупке апельсинов, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов при более низкой стоимости;

    б) товары, дополняющие друг друга, или товары-компли­менты. Например, если начинают расти цены на бензин, спрос на автомобили планомерно снижается, поскольку топливо является ведущим фактором, определяющим работу машин, по крайней мере создает для этого все условия;

    4) потребительские ожидания. Покупатель при потребле­нии оценивает экономическую ситуацию в стране: уровень цен, динамику процентных ставок, величину инфляции. Повышение инфляционных ожиданий (нестабильность цен), как правило, способствует тому, что субъекты стара­ются купить все больший объем товаров, т. е. увеличивают потребительский спрос. Это же может стать причиной рос­та цен, главным образом на товары первой необходимости;

    5) количество потребителей, осуществляющих покупки на рынке.

    © StrategPlann 2009