Стратегия и Управление.ru
Aug 19

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Международная торговля услугами

Сегодня не только товары продаются на мировом рын­ке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть.

Под рынком услуг понимают следующие виды деятель­ности:

1) услуги, оказываемые в связи с международной тор­говлей. Они включают страхование, транспортные пе­ревозки и т. д.;

2) услуги, которые непосредственно связаны с обме­ном технологиями: сотрудничество в технической сфе­ре, капитальное строительство, управленческая дея­тельность;

3) путешествия людей, которые включают как туристи­ческие, так и деловые поездки;

4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;

5) заработная плата и социальные расходы по отноше­нию к иностранным рабочим.

Все вместе это можно назвать выплатами по неком­мерческим сделкам, которые осуществляются между гражданами разных стран и отражаются в платежных ба­лансах.

Сейчас появляются все более новые виды международ­ных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и коммунальные услуги;

2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостинич­ный бизнес, рестораны, туристические базы;

3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в фи­нансовой сфере;

4) оборона государства и социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;

6) другие коммунальные, социальные и личные услуги. В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.

В связи с тем что услуги — это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осу­ществляются, как правило, через коммерческие учрежде­ния. В другом случае покупатель какой-либо услуги пере­мещается в страну, ее предоставляющую. В связи с этим существует классификация мировой торговли услугами в за­висимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубе­жом;

3) учреждение коммерческого присутствия на террито­рии той страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя услуги — физического лица — в другую страну с целью оказания услуги.

Среди всех секторов мирового хозяйства торговля ус­лугами — один из наиболее быстро развивающихся. Сре­ди причин — резкое снижение транспортных издержек, так как современные способы связи и передачи информа­ции позволяют совершать сделки без личных встреч про­давца и покупателя услуги. Повысился спрос на услуги, ранее принимавшие товарную форму, — услуги финансо­вого характера, банков, страховых компаний.

Очень трудно определить реальные показатели рынка услуг, так как затруднительно точно подсчитать расходы людей различных категорий во время пребывания за грани­цей, а также доходы от трудовой деятельности иностранцев за рубежом, которые они переводят в свою страну.

Трудности расчетов связаны с тем, что услуга предо­ставляется вместе с товаром и стоимость товара частично состоит из услуги. Кроме того, услуги упоминаются во внутрифирменном обмене. В этом случае стоимость услу­ги не определяется вообще, так как не существует рынка для этих видов услуг. А иногда (например, в медицине) услугу невозможно отделить от самого товара.

При учете не рассматриваются доходы, полученные по банковским или страховым операциям, если деньги были в обороте этой же страны.

Таким образом, при составлении платежного баланса очень сильно занижен оборот по статье «услуги» (по оцен­кам экспертов на 40—50%).

Если говорить о странах, которые являются экспорте­рами услуг, то следует отметить, что все они — экономи­чески развитые. Это связано с тем, что в развивающихся странах сфера услуг еще не достигла высокого уровня раз­вития. В большинстве из них сальдо по внешней торгов­ле услугами — отрицательное. Но все же некоторые стра­ны могут быть довольно крупными экспортерами услуг, например туристических.

Услуги разнообразны по своему содержанию, и их нельзя объединить в единый рынок, имеющий свои об­щие черты. Но можно говорить о тенденциях.

Рынок услуг изменило появление на нем транснацио­нальных корпораций (кроме финансового сектора). Рань­ше в этой сфере действовали мелкие и средние фирмы. ТНК смогли использовать последние технические дости­жения и создали систему передачи информации. Зачастую предприятия, образующие единую производственную це­почку, но расположенные в разных странах, используют информационные технологии для координации этого процесса. Тогда информация, финансы и технологии, которые передаются внутри фирмы, являются формой меж­государственной продажи услуг. С появлением трансна­циональных корпораций многие виды услуг стали сме­шиваться между собой (например, различная по своему характеру деятельность банков).

ТНК применяют наукоемкие технологии, и, следова­тельно, значительная часть стоимости ТНК — стоимость различных услуг: послепродажное обслуживание техники, программное обеспечение для компьютера и т. д. Таким образом, все возрастающие масштабы деятельности ТНК, а следовательно, более широкое распространение услуг ставят на повестку дня вопрос о регулировании рынка ус­луг как на отраслевом, государственном, так и на между­народном уровне.

Сейчас регулирование осуществляется на различных уровнях. Для каждого из них существует несколько орга­низаций с соответствующим кругом проблем.

Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Орга­низация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправи­тельственные организации, как видно из их названий, за­нимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристиче­ская организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда за­ключаются двусторонние соглашения между двумя стра­нами.

На региональном уровне рынок услуг может подвер­гаться регулированию со стороны интеграционных согла­шений.

Если говорить о мировом уровне, то долгое время это было сферой компетенции Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Но по предложению США с 1980-х гг. торговлей услугами стала заниматься ГАТТ. Суть предложений США в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равен­ство производителей, транспарентность и т. д.). Но с эти­ми вопросами возникает ряд трудностей, которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев по­требляется практически одновременно с ее изготовле­нием. Контроль над производством, следовательно, зна­чит контроль инвестиций.

При инвестировании ГАТТ уравнивает права нацио­нальных и иностранных фирм.

Развивающиеся страны проводят политику, направ­ленную на контроль за той деятельностью, которую осу­ществляют иностранные корпорации на их территории.

В 1986 г. в Пунта дель Эсте страны договорились об об­суждении проблем торговли услугами на международном уровне. В результате приняли специальное соглашение — ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). ГАТС состоит из трех частей:

1) рамочное соглашение, которое определяет общие правила торговли услугами;

2) специальные соглашения. Они применяются по от­ношению к определенным сервисным отраслям;

3) список обязательств национальных правительств, которые представляют собой меры по снижению и сня­тию ограничений в сервисных отраслях.

В дальнейшем государства пришли к соглашению о ли­берализации торговли услугами. Регулированию подвер­гаются сферы телекоммуникаций, транспорта и финансо­вой деятельности.

Начиная с 1995 г. Соглашение о регулировании торгов­ли услугами стало частью пакета документов при создании

Всемирной торговой организации. Сейчас ГАТС функцио­нирует не как самостоятельная организация, а в рамках ВТО.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру