Мировые рынки товаров

    Мировые рынки товаров в настоящее время являются довольно сложными объектами для анализа и изучения.

    Мировой товарный рынок — это область товарно-де­нежных отношений между государствами, которые осно­ваны на международном разделении труда.

    Мировые то­варные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

    1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;

    2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;

    3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

    4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам ка­чества при данных конкурентных ценах.

    При исследовании рынков производится оценка их объемов, т. е. все акты купли-продажи товаров от произ­водителей к потребителям. А под емкостью подразумевают потенциальный спрос при определенных ценах, конъ­юнктуре и др. Мировые рынки и сами влияют на решения производителей, которые определяют, что и в каких коли­чествах производить.

    Важнейший внешний признак существования товар­ных рынков — международное движение товаров и услуг и мировая торговля.

    Модель товарного рынка показывает взаимосвязь меж­ду внутренними и внешними объемами спроса и предло­жения, устанавливает объемы экспорта и импорта и опре­деляет равновесную цену.

    Но все же для того, чтобы рассматривать функциони­рование товарных рынков, следует проследить историю их возникновения. Это стало возможным благодаря меж­дународному разделению труда и специализации. Внут­ренний рынок проходил этап становления еще в ранней стадии товарного хозяйства. Вскоре после возникновения рынки начали специализироваться на определенных группах товаров. Появляются вскоре и национальные рынки и рынки, ориентированные на иностранных поку­пателей.

    В XVI в. появилось мануфактурное производство. Оно было основано на разделении труда, и появилась возмож­ность изготавливать товары в больших объемах. Естест­венно, городских рынков для этого было мало, и посте­пенно они стали превращаться сначала в региональные, потом в государственные, а затем и в мировые.

    Мировые рынки по сравнению с национальной эконо­микой более изменчивы и подвержены влиянию некото­рых внешних факторов. Они быстро реагируют на изме­нение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства в сфере регулирования внешней торговли, монополизация. В це­лом вся система развивается быстрее и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производ­ства.

    На состояние мировых товарных рынков влияет уро­вень монополизации. Часто соглашения и сделки заклю­чаются между определенным ограниченным числом участ­ников, что приводит к относительной замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гиб­ким. На нем представлено только ограниченное число производителей. Они, как правило, имеют серьезные пре­имущества перед конкурентами, которым сложно само­стоятельно проникнуть на эти рынки. Они обладают на­учными разработками, каналами сбыта.

    Валютно-финансовые факторы в последнее время уси­ливают свою роль. Во многом это происходит благодаря плавающему курсу валют. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота. А изменение валютного курса какой-нибудь влиятель­ной в экономическом плане страны может повлиять на всю мировую торговлю.

    Меры, направленные на регулирование внешней торгов­ли, порой необходимы из-за сложности ее функционирова­ния. Все государства следуют своим интересам, стремятся добиться высоких социально-экономических результатов. Государство старается быть связанным с мировым сооб­ществом, в том числе и с помощью экономических инте­ресов.

    Сейчас происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: с одной стороны, стремление к либерализации торговли между странами мира, а с другой стороны, усиление протекцио­низма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного про­никновения иностранного капитала и товаров через гра­ницу. Государство может использовать разные стратегии: импорт, экспорт, различные ограничения, меры по сти­мулированию, изоляцию, насыщение дефицитного рын­ка, протекционизм, свободную торговлю.

    При анализе деятельности товарных рынков большую роль играет изучение структуры. Она зависит от степени конкурентного нажима на уже утвердившиеся фирмы. При этом внимание уделяется не только их числу, но раз­мерным соотношениям между ними.

    На рынке может присутствовать много фирм при до­минировании какой-нибудь одной, более крупной и кон­курентоспособной.

    Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

    1) количество конкурентов на рынке;

    2) доля, соответственно которой присутствуют конку­ренты;

    3) показатели рыночной конкуренции.

    Определение количества фирм-конкурентов, дейст­вующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения до­ли участия в рынке. Для этого проводят некоторые расче­ты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально- вещественную форму, а если неоднородный, то стоимо­стную. В любом случае подсчет этой информации произ­водится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Да­лее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех по­ставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.

    В то же время доля рынка не способна определить ры­ночную силу, хотя и является информацией, которая крайне важна и является необходимой. Если доля товар­ного рынка превышает 65%, то это признается доминиро­ванием. Но и при меньших процентах доминирование то­же может присутствовать при условии наличия таких факторов, как незначительная эластичность спроса, сла­бые конкуренты, сложность входа в данную отрасль для других фирм и т. д.

    Различные показатели концентрации на рынке позво­ляют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Сте­пень концентрации в отрасли, которая измеряется коэф­фициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высо­ким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который мо­жет устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует толь­ко один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.

    Но в большинстве своем в промышленно развитых странах присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие барьеров в случае попыток со стороны других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке хотя бы одной крупной фирмы, при определенных действиях которой конкуренты смогут адекватно отреагировать на это.

    Продукция, производимая олигополиями, может быть либо однородной по своему составу, либо взаимозаме­няемой. Но при этом в силу ограниченного количества продавцов на рынке каждый из них может в определенной степени оказывать влияние на цену продукции.

    © StrategPlann 2009