Международное движение капитала

    Существует два основных подхода к определению сущ­ности движения капитала. Это разделение объясняется развитием рынка и изменениями в понимании содержа­ния и роли хозяйственных связей.

    Ученые-экономисты под международным движением капитала понимают движение одного из основных факто­ров производства. Это основано на тех или иных предпо­сылках более эффективного производства товаров или ус­луг. С этой точки зрения в центре всего — рынок как универсальная ценность, но с индивидуальными особен­ностями для каждой страны. При этом страны подчиняют­ся общим «правилам игры» как на мировом, так и в неко­торых случаях на национальных рынках.

    С точки зрения политэкономов, международное дви­жение капитала — это помещение финансовых ресурсов в иностранных государствах с целью получения более высо­кой прибыли. При таком подходе рынок выступает в ка­честве средства достижения определенных целей на раз­личных уровнях.

    Эти два подхода разные. В России признаются оба и да­же существует мнение, что эти определения равны. Но со временем противостояние теоретического и практическо­го подхода стало менее заметным в силу происходящих изменений в экономике.

    В реальном (экономическом) содержании движение капитала — ключевой элемент в развитии и функциони­ровании мировой экономики.

    Капиталовложения различаются в зависимости от ха­рактера и формы.

    1. По источникам происхождения капитал имеет следую­щее деление.

    1.1. Государственный. Это средства, выделенные из го­сударственного бюджета какой-либо страны. Происхо­дить это может только по решению правительства. Фор­мами такого капитала являются государственные займы и ссуды, международная помощь, средства международ­ных организаций, т. е. все то, что определяется межправи­тельственными договоренностями.

    1.2. Частный капитал. Это все средства, идущие из од­ной страны в другую из неправительственных источни­ков, от частных лиц. К нему относятся инвестиции, кре­дитование (негосударственное). При этом государство все же контролирует их в большей или меньшей степени. Также существуют некоторые методы, позволяющие пре­вращать государственные инвестиции в частные.

    2. По характеру использования существует следующее подразделение.

    2.1. Предпринимательские капиталы. Это чаще всего частный капитал, который вкладывается в производство ка­кого-либо продукта и направлен на получение дивидендов.

    2.2. Ссудные капиталы. Они представляют собой сред­ства, которые даются взаймы ради получения процентов. В этой сфере преобладает государственный капитал, хотя и частный присутствует.

    3. По срокам имеет следующее деление.

    3.1. Краткосрочные. Это вложения менее чем на 1 год.

    3.2. Среднесрочные. Это вложения сроком более чем на один год. Они составляют наиболее значимые капита­ловложения.

    3.3. Долгосрочные. К ним относят предприниматель­ский капитал и государственные кредиты.

    4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.

    4.1. Прямые инвестиции. Это инвестиции, нацеленные на долгосрочную заинтересованность. Это частный пред­принимательский капитал, обеспечивающий контроль и управление в той или иной мере.

    4.2. Портфельные инвестиции. Они не дают контроля над объектом вложения, а обеспечивают право на доход в долгосрочной перспективе.

    Но описанная модель не вполне соответствует реаль­ному положению вещей. Она не вполне учитывает много­численные формы операций, которые связаны с инвести­циями (это справедливо в отношении лизинга, селенга, инжиниринга). К тому же если следовать схеме, то все формы равнозначны.

    Например, сейчас признаются наиболее приоритетны­ми прямые инвестиции. Они оказывают значительное воздействие на мировой бизнес и на всю мировую эконо­мику в целом. С помощью прямых инвестиций осущест­вляется обеспечение стабильного рынка или путь на ми­ровой рынок, это своего рода «внутренний рынок» для крупных международных корпораций, интересы конкрет­ной фирмы включаются в национальные интересы.

    Рассуждая о прямых инвестициях с точки зрения эко­номического подхода, следует рассматривать узкое и ши­рокое мирохозяйственные определения.

    Узкое определение предполагает движение капитала с целью получения контроля над предприятием и устано­вления прочных экономических связей между странами. В рамках этого подхода существует три способа образова­ния прямых иностранных инвестиций: образование пред­приятия или расширение его при абсолютном владении иностранцев; заем на срок 5 лет и более. Но в этом случае нивелируется разница между реальными инвестициями из-за границы и вложениями граждан данной страны.

    При широком определении к прямым иностранным инвестициям относятся не только уже упомянутые формы движения капитала, но и такие активы, как инвестиции неакционерного типа и т. д.

    Различные трактовки породили массу споров в толко­вании решений некоторых практических вопросов.

    За последнее время значительно увеличились прямые иностранные инвестиции.

    Даже само понятие прямых инвестиций значитель­но расширилось. Впервые оно было применено в 1999 г. Во многих случаях международные инвестиции закреп­ляются некоторыми соглашениями. Чаще всего это делает­ся при сотрудничестве двух стран или применяется при крупных международных соглашениях. В таких докумен­тах конкретизируются понятия и согласуются действия по определенным вопросам, касающимся инвестиционной политики.

    При взаимодействии международных инвесторов воз­никают некоторые обстоятельства, носящие уже не эко­номический, а политический характер. Это связано с раз­ногласиями по некоторым вопросам.

    Крупными инвесторами на мировой арене выступают, как правило, влиятельные участники мировой политики. Зачастую экономика и политика очень тесно перепле­таются, и поэтому интересы в одной из этих областей за­висят от действий в другой.

    Многие страны пытаются перенести политические стан­дарты на экономическую, в данном случае инвестицион­ную, область. С помощью этих стандартов устанавливаются приоритеты рыночного развития экономики. Подразуме­валось бы в этом случае, что международная политика должна строиться только на рыночной основе.

    Например, Международное соглашение по иностранным инвестициям. Оно предполагало установление чрезмерно вы­соких стандартов режима и мер по защите инвестиций; до­стижение нового уровня либерализации, которая будет при­сутствовать на всех стадиях производственного процесса; создание юридической базы для усиления его действия; рас­пространение принятых норм на все страны, которые вступи­ли в Международное соглашение по иностранным инвести­циям; предусмотрение мер и принципов взаимодействия с интеграционными группировками; оказание странам-чле­нам содействия в вопросах урегулирования инвестиционных споров.

    Но этот проект предлагал решение существующих во­просов при помощи мер, которые не учитывают многие стандарты, а иногда даже нарушают суверенные права го­сударств. Именно поэтому попытка создания такого доку­мента не была доведена до конца и проект был отложен.

    В 2002 г. появилось предложение о нестандартном из­мерении международной инвестиционной деятельности, в частности настоящего состояния и перспектив развития. Предлагалось делать это по измерению степени использо­вания возможностей и по рассчитываемому с помощью некоторых показателей уровню экономического потен­циала страны.

    © StrategPlann 2009