Средства импортной политики. Средства экспортной политики

    В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут помочь стране достичь вы­соких результатов или, наоборот, ухудшить ее положение. Чтобы последнее не произошло, нужно знать инструмен­ты внешнеэкономического регулирования и умело поль­зоваться ими.

    Существуют основные правила, регулирующие торго­влю. Они разработаны соответствующими организация­ми. Они не приказывают государствам поступать так или иначе, а призваны противостоять протекционизму, спо­собствовать либерализации, т. е. обеспечивать всем рав­ные условия.

    Для регулирования внешней деятельности государство использует следующие основные методы:

    1) таможенные тарифы;

    2) ограничения нетарифного характера;

    3) различные формы стимулирования экспорта.

    Правительство использует те или иные инструменты в зависимости от ситуации.

    По отношению к импортной политике применяются таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное тамо­женное ведомство. При этом цена, по которой данный то­вар будет продаваться в этой стране, будет выше общеми­ровой. Таможенные пошлины могут взиматься либо из расчета фиксированной суммы с единицы измерения, ли­бо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так как цена возрастает. Но это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ре­сурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом слу­чае у него есть преимущество — более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-ли­бо продукцию, используемую местными производите­лями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать воз­можные последствия и принять решение об их необходи­мости.

    Существуют тарифы не только на ввозимую, но и на вы­возимую продукцию. Они применяются в том случае, если цены на товар, производимый в этой стране, по каким-ли­бо причинам ниже общемировых. Государство в этой ситуации ограничивает экспорт для того, чтобы не до­пустить падения предложения необходимого товара на внутреннем рынке.

    Кроме установления тарифов, существуют и другие ме­тоды, с помощью которых государство регулирует внеш­неторговую деятельность. К ним относятся квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные суб­сидии, международные картели, экономические санкции, демпинг.

    Квотирование представляет собой количественное или стоимостное ограничение продукции, предназначенной для ввоза или вывоза за границу. Квоты, направленные на ограничение импорта, позволяют создать более благо­приятные условия для отечественных производителей — снизить конкуренцию на внутреннем рынке.

    Также в некоторых случаях государство оставляет за собой право на осуществление какой-либо деятельности.

    Оно воздействует на движение капитала. С одной сто­роны, оно заинтересовано в привлечении инвестиций, т. е. в импорте капитала, а с другой — необходимо защи­щать свои интересы, например через установление макси­мально возможной доли иностранного капитала на пред­приятиях.

    Добровольные экспортные ограничения. Действие это­го инструмента заключается в том, что страна, импорти­рующая определенную продукцию, устанавливает опреде­ленные ограничения, с которыми соглашается экспортер. Но в большинстве случаев экспортер вынужденно берет на себя обязательства по ограничению.

    Происходить это может по разным причинам: из-за политического давления или из-за угрозы в случае отказа применения более жестких мер, носящих протекционист­ский характер.

    Экспортные субсидии — льготы, предоставляемые го­сударством производителям для увеличения вывоза про­дукции. В результате подобных мер производителям становится выгоднее реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Эти субсидии могут носить прямой или косвенный характер. К ним относятся льготное кредито­вание экспорта, субсидирование экспорта, предоставле­ние экспортерам налоговых льгот и т. д. Эти меры запре­щены к использованию, но некоторые государства их все же используют, что может негативно отразиться на их ре­путации в мировом сообществе.

    Демпинг представляет собой явление, когда экспортер продает на мировом рынке свой товар по такой цене, ко­торая ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Демпинг возникает вследствие государственной политики или из-за монопольного положения фирмы-экс­портера.

    Международные картели — такие объединения экспорте­ров, которые с помощью определенных мер ограничивают конкуренцию между производителями для установления цен, выгодных только для этой группы производителей. До­биваются они этого посредством контроля за объемами производства. Это возможно в тех отраслях, где существует ограниченное количество продавцов и спрос по цене не­эластичен. Примерами могут служить сельскохозяйствен­ные и сырьевые рынки.

    Экономические санкции — наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо стра­ны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут при­меняться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определен­ной стране могут применяться коллективно.

    Эти инструменты являются основными в регулировании внешнеторговой политики, но существует и множество дру­гих: административное регулирование, установление стан­дартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя.

    © StrategPlann 2009