Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества

    Анализируя роль России в международных структурах и механизмах экономического сотрудничества между раз­личными странами мира, следует коснуться деятельности в рамках наиболее влиятельных организаций.

    Вообще, данные показывают, что наша страна участ­вует в их деятельности не в полную меру своих возможно­стей и могла бы занимать более достойное положение как в экономическом, так и в политическом плане.

    Доля России в мировом экспорте товаров и услуг оце­нивается всего несколькими процентами, а в импорте — еще меньше. Это показывает пока еще низкий уровень вовлеченности нашей страны в международную торговлю.

    Основным партнером России является Европа. На нее приходится большая часть экспорта и почти половина всего импорта. Очень велика в этом доля Германии, что обусловлено давними историческими связями, высоким качеством товаров, производимых на ее территории, срав­нительно низкими закупочными ценами и, естественно, относительно близким расположением.

    Другие торговые партнеры России — США, Белорус­сия, Украина, Казахстан, Италия и т. д.

    Что касается стран ЦВЕ, то следует отметить, что их доля по экспорту, равно как и по импорту, достаточно ма­ла при отсутствии тенденции к увеличению.

    В связи с нестабильной экономической ситуацией дол­гое время наблюдалось уменьшение товарооборота со странами, ранее входившими в СССР.

    Что касается товарной структуры экспорта, то следует от­метить, что она остается практически неизменной на протя­жении многих лет. В нее входят около 4000 разнообразных видов продукции российского производства, но главными статьями дохода из них являются нефть, газ, лесные ресур­сы, цветные металлы, алмазы. Причем самой главной, обес­печивающей большую часть валютных поступлений являет­ся продукция топливно-сырьевой направленности.

    В структуре импорта преобладают машины и оборудо­вание, а также присутствуют медикаменты, мясо, алко­гольные и другие напитки и т. д.

    В начале 1990-х гг. Россия стала членом Международ­ного валютного фонда и Международного банка рекон­струкции и развития. Это позволило ей расширить свои возможности для привлечения средств для реструктуриза­ции и дальнейшего развития экономики. Это касается не только самих этих организаций, сотрудничество с ними также создает благоприятные предпосылки для других ин­весторов. Сотрудничество с МВФ позволило достичь со­глашений с Парижским и Лондонским клубами по поводу выплат долгов РФ, большая часть из которых является долгами СССР.

    Принимая участие в деятельности мировых валютно-финансовых организаций, Россия приобщается к деятельно­сти и опыту, накопленному международным сообществом в области регулирования валютно-финансовой и кредитной сфер.

    Но кроме прав, у любой страны, вступившей в МВФ и МБРР, возникает и ряд обязательств, исполнение кото­рых порой требует принятия не только экономических, но и сложных политических решений.

    При установлении отношений с МБРР Россия в 1990-х гг. получала до 2 млрд долл. в год в качестве кредитов. Боль­ше средств от него получали только Китай и Индия. Кре­диты, предоставленные банком, были предназначены для развития инфраструктуры, восстановления экономики и проведения масштабных экономических реформ.

    Россия тесно сотрудничает с Европейским банком ре­конструкции и развития. Он тоже предоставлял нашей стране большие кредиты, которые большей частью были направлены на создание венчурных фондов, развитие не­которых целевых программ и т. д. ЕБРР часто принимал участие в кредитовании некоторых рискованных с точки зрения инвесторов проектов. Например, он предоставлял кредиты для судостроительных компаний.

    Но, естественно, сотрудничество с международными кредитными учреждениями не дает стопроцентной гаран­тии получения кредитов в любых размерах. У России в хо­де кредитования со стороны МВФ возникали проблемы. Например, несколько раз было отказано в предоставле­нии уже обещанных кредитов или замораживались опера­ции, связанные с их предоставлением.

    На сегодняшний момент Россия полностью погасила свои долги перед международными организациями, что позволило ей сэкономить на процентах значительную сумму денег. Но, к сожалению, возможность досрочного погашения долга во многом возникла благодаря высоким ценам на энергоресурсы, крупным поставщиком которых является наша страна.

    Россия является членом Организации Объединенных Наций. Это позволяет ей принимать участие в разреше­нии важных экономических и политических вопросов. После распада СССР это ей также немало помогло при получении международной помощи, и к тому же участие в деятельности организации такого уровня повышает престиж страны на мировой арене.

    Таким образом, Россия активно вовлечена в структуры и механизмы международного экономического сотрудни­чества. Это очень важно для любой страны мира, так как на современном уровне развития ни одно государство не может обособленно заниматься развитием народного хо­зяйства. Участие в крупнейших международных организа­циях позволяет России получать выгоды, что после распа­да СССР было немаловажно. Но кроме преимуществ, у нее возникают и обязанности по отношению к ним, выпол­нять которые тоже необходимо. Однако в любом случае деятельность в рамках этих организаций позволяет полу­чать не только экономические, но и политические выгоды.

    © StrategPlann 2009