Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России

    Содружество Независимых Государств — интеграцион­ное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверен­ные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Тад­жикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

    На сегодняшний день перед СНГ стоят немалые про­блемы. Связано это прежде всего с незначительностью его экономического влияния. Во многом это последствия пе­рехода от административно-командной к рыночной эко­номике. По сравнению с другими крупными интегра­ционными группировками Содружество в экономическом плане гораздо слабее других.

    Доля торговли между странами СНГ с 1991 г. по 2000 г. упала с 72% до 28%. Интеграционный механизм, несмо­тря на огромное количество документов, призванных раз­вивать сотрудничество, работает плохо. Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создать интеграцион­ную группировку только посредством политических реше­ний. Необходимо убедить фирмы, предприятия в том, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для этого нужны развитые внутренние рыночные отношения, что создаст благоприятные условия для экспорта и импор­та товаров и услуг.

    Любая региональная интеграционная группировка долж­на создаваться поэтапно. С этой точки зрения при созда­нии СНГ были допущены существенные ошибки. И имен­но поэтому странам-участницам не удалось создать единой рублевой зоны, так как для этого не было таких предпо­сылок, как зоны свободной торговли, таможенный союз, единый рынок. А ведь на примере ЕС, единственного сою­за, который уже преодолел эти ступени, мы видим, что интеграция должна проводиться постепенно и нельзя вос­создавать только какие-то отдельные элементы и ожидать мгновенного результата.

    С другой стороны, у СНГ существует неплохая доку­ментальная база: принят Устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы наднациональные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министерств иностранных дел, Межгосударствен­ный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество.

    Дальнейшая интеграция стран СНГ должна проводить­ся в соответствии со спецификой этих стран, а не с по­мощью автоматического перенесения европейского опыта интеграции. И хотя ЕС на сегодняшний день — самое прочное интеграционное образование, у СНГ есть свои особенности, которые во многом связаны с советским прошлым.

    Говоря о целесообразности дальнейших усилий по соз­данию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую- либо значительную роль. Дальнейшее развитие интегра­ции выгодно и для России, которой нужны прочные эко­номические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономиче­ские, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интег­рацию.

    © StrategPlann 2009