Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в РФ

    Каждое государство старается регулировать мигра­ционные процессы, так как заинтересовано в привлече­нии наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наибо­лее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созда­ны специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы занимаются вопроса­ми предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребыва­ние иностранцев в стране, которые могут даже депортиро­вать при нарушении закона. Кроме того, до выдачи разре­шения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы.

    Миграцию ограничивают количественно. Для этого несколько стран заключают между собой международные соглашения, в которых оговариваются действия в отно­шении мигрантов из этих стран, в том числе и их коли­чественное ограничение.

    Существует довольно сложная система ограничений для иммигрантов, с которой сталкиваются иностранные граждане. Это в первую очередь диплом об образовании, хотя диплом одной страны не всегда признается другой страной. Это и стаж работы (не менее 3—5 лет) по полу­ченной специальности. Существуют и возрастные ограни­чения. Связано это с тем, что страны-импортеры трудо­вых ресурсов хотят получить на работу лиц наиболее трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наи­большей отдачи.

    Многие промышленно развитые страны предъявляют некоторые требования к состоянию здоровья иностран­ных работников. Но ограничения касаются, как правило, только наркоманов и людей, страдающих тяжелыми вида­ми психических заболеваний.

    Для сохранения стабильности в своей стране ограни­чивается доступ в некоторые страны лиц, которые на ро­дине были осуждены за серьезные преступления и прожи­вание на ее территории которых может нанести ущерб репутации этого государства перед международным сооб­ществом.

    Регулирование происходит и с помощью других огра­ничений, не касающихся качеств определенного челове­ка. Государство может устанавливать соотношения между иностранными и отечественными рабочими, регулировать время работы в данной стране, запрещать иностранцам заниматься определенными видами деятельности и т. д.

    В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям миграционного законодательства. За это не только взимают большие штрафы или депортируют, но и могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использова­ния незаконных мигрантов.

    Что касается России, то и ее не обошли стороной про­блемы, связанные с трудовой миграцией. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались миграционные процессы. В России в 1990-х гг. оказалось огромное количество беженцев их стран СНГ и Балтии. Причиной послужили трудности экономического, поли­тического, межэтнического характера и др. Экономические трудности способствовали оттоку из нашей страны опытных высококвалифицированных специалистов.

    В этих условиях правительство было вынуждено разра­батывать и проводить активную миграционную политику.

    Во-первых, была создана законодательная база: был определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т. д.

    Во-вторых, Правительство России приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, ко­торые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.

    В-третьих, Российская Федерация заключила между­народные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы предоставляют гражда­нам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и спе­циальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.

    Несмотря на то что многое уже сделано в этой сфере, все еще продолжается формирование базы, на основе ко­торой осуществляется регулирование международных миграционных процессов.

    У нашей страны есть свои интересы и в области им­порта, и в сфере экспорта рабочей силы.

    В первом случае наиболее важными проблемами лю­бой страны являются: сохранение численности рабочих- мигрантов из-за рубежа в пределах необходимого коли­чества, регулирование «качества» зарубежной рабочей силы и ее рациональное использование. Важно выбрать стратегию развития иммиграционной политики.

    Что касается эмиграционной политики России, то здесь выделены ее основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных пе­реводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получе­ние ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.

    Большое значение имеет создание благоприятных условий для тех граждан, которые решили вернуться в на­шу страну. Необходимо создать специальные структуры, которые могли бы оказывать реальную помощь таким лю­дям, давали бы возможность получения налоговых льгот и использования в отношении этих лиц льготной схемы кредитования. Важно предоставить возможность беспош­линного ввоза средств производства, чтобы мигранты могли осуществлять производственную деятельность на территории нашей страны.

    Таким образом, последствия трудовой миграции неод­нозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграцион­ной политики. Но для эффективного результата необхо­димо взаимодействие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.

    © StrategPlann 2009