ТНК и государство в 1990-е гг.

    ТНК к концу 1990-х гг. заняли место одного из двух важнейших субъектов МЭО. Изменились и взаимоотноше­ния между ними. В прошлом, на рубеже веков и в 1970-е гг., наблюдались даже всплески противостояния между между­народными монополиями и правительствами, приводив­шие к таким крайним мерам, как национализация или экс­проприация иностранных активов. Но по большей части расхождение интересов выражалось в том, какие виды эко­номической деятельности и какого поведения государство ожидает от ТНК (и их филиалов) и как будут распределять­ся доходы от этой деятельности. Такие вопросы, как охра­на технологических секретов, обеспечение монопольной власти на рынке, воздействие на окружающую среду, уход от налогов за счет трансфертных цен, были предметом бур­ных дебатов в 1970-е гг., что нашло отражение и в докумен­тах международных экономических организаций, в том числе в системе ООН.

    Однако политические и экономические изменения в мировой экономике в соединении с информационной ре­волюцией создали новые условия отношений между госу­дарством и ТНК. Начиная с середины 1980-х гг. общий тон дискуссий по этим вопросам сменился с конфронта- ционного на партнерский.

    Сферы конфликтов остаются, но дебаты по вопросам взаимозависимости теперь происходят в общем контексте глобализации экономической деятельности и меньше со­средоточены на стратегиях и поведении ТНК как таковых. Есть ряд причин такого изменения, но главной является смена приоритетов национальных правительств и осозна­ние ими в 1990-е гг. того, что для достижения своих со­циальных и экономических целей они должны создавать для ТНК по крайней мере такие же благоприятные усло­вия для доступа к своим рынкам и производству, как и их основные конкуренты.

    К концу 1990-х гг. стало все более распространен­ным мнение о том, что государство и ТНК должны рас­сматриваться в первую очередь как партнеры в выпол­нении задачи экономического развития и повышения национальной конкурентоспособности и что цели обеих сторон начинают все больше совпадать. Государства должны уделять больше внимания реструктуризации дея­тельности ТНК по созданию добавленной стоимости в своей стране, а не только пытаться увеличить свою до­лю прибыли от этой деятельности. Одним из признаков такого изменения отношений явилась повсеместная ли­берализация режимов в отношении прямых иностранных инвестиций.

    Тем не менее отношение различных групп государств к этому вопросу долгое время оставалось неодинаковым. С одной стороны — Япония, Сингапур, Южная Корея, использующие интегрированный и комплексный подход к повышению долгосрочной конкурентоспособности на­циональных экономик с учетом предполагаемых ответ­ных мер правительств-конкурентов и реакции своих и за­рубежных ТНК. Напротив, правительства большинства развитых стран Запада на протяжении 1980-х гг. прини­мали лишь отдельные, зачастую нескоординированные меры и только к концу 1990-х гг. пришли к осознанию важной роли движения капиталов в развитии их эконо­мик и стали обращать большее внимание на возможную реакцию других государств на их собственную поли­тику.

    Пока еще сложно судить о том, насколько прочны со­временные партнерские связи между государством и ТНК и не являются ли они лишь особенностью текущей фазы развития мировой экономики. Зоны расхождения интере­сов — механизм трансфертных цен, защита окружающей среды, распределение экспортных рынков, управление трудовыми ресурсами, ограничительная деловая практи­ка, а также «чувствительные» в идеологическом и культур­ном плане области. Некоторые ведущие ученые преду­преждают, что во времена кризисов, когда по тем или иным причинам либо государства, либо ТНК не выдержи­вают навязанных глобализацией темпов перестройки, мо­гут наступать полосы конфронтации. В этой связи большие надежды возлагаются на международные и региональные институты, деятельность которых способствовала бы управляемому и предсказуемому развитию международ­ных экономических отношений.

    © StrategPlann 2009