Объект, предмет, практическая формула диалектического подхода к исследованию систем управления

    При разработке гипотез, концепции, проекта исследований необходимо прежде всего точно определить объект и предмет исследований. Затем уже определяют цели, способы и конкретные технические средства исследований.

    Объект исследования - это предмет или лицо, на которое направлено исследование. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы (политические, социальные, экономические, культурные, технические, организационно-производственные и др.), операции, отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные).

    Внешняя среда - это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.

    Внешней средой прямого воздействия называют все то, на что организация может повлиять своими решениями, например, решениями о покупке или продаже, цене сделки и др.

    Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями. Однако управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциациях, политических партиях и др.).

    В управлении системой называют то, что решает проблему, то есть устраняет критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным.

    Системы (политические, социальные, экономические, культурные и др.) - это множество элементов, объединенных структурно и функционально таким образом, чтобы обеспечить на заданном множестве условий достижение некоторого множества целей при ограниченных ресурсах и времени.

    Предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники, отобранных для исследования в конкретной работе. Например, могут исследоваться методы планирования, мотивации, финансов, генетики и др.

    При наличии классификации объектов и предметов можно, используя аналогию, подобрать наиболее подходящий метод исследования.

    Диалектика как теория познания раскрывает процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины,

    Диалектическое движение к истине имеет спиралеобразный характер, что позволяет обогащать знания и достигать новых уровней конкретности и абстрактности. Этот процесс имеет вид движения от исходного чувственно-конкретного знания к абстрактному и далее к конкретному в мышлении. На следующем «витке» познания источником чувственно-конкретного знания может быть искусственный эксперимент. В ходе исследований проявляются законы диалектики:

    • переход количества в качество;
    • единства и борьбы противоположностей;
    • отрицания отрицания.

    В философии считают, что всякий универсальный закон развития объективного и духовного мира является вместе с тем и законом познания, так как не только отражает реальность, но и предопределяет правильный подход к ее исследованию.

    В процессе исследования систем управления важно знать, что любой массив подсознательных, предметных или формальных данных содержит в определенных пропорциях истину, шум, заблуждение, дезинформацию одновременно.

    При разработке методики исследования системы управления (особенно не имеющих аналогов) важно учитывать то, что в философии выделяют две группы составляющих процесса познания: чувственное (ощущения, восприятия, представления), рациональное (мышление в таких его формах, как понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории).

    Исследование систем управления базируется на изучении, оценке, сравнении характеристик различных вариантов этого объекта, при его работе в отличных условиях.

    Метод исследования систем управления - это способ получения информации (снятия неопределенности в знаниях) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования (системы управления).

    Методика исследования системы управления - это совокупность алгоритма, специальных правил и приемов получения информации об объекте исследования.

    Исследовательский прием (процедурой) - это практическое физическое, математическое, информационное действие по: измерению или расчету характеристик, получению типового представления объекта исследования, оценке его эффективности, затрат, безопасности или риска, а также достоверности результатов предыдущих действий.

    Приемами диалектического познания являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция, дедукция.

    Основой анализа может быть признана абстракция. Методы анализа могут иметь различную степень формализации, позволяют использовать разнообразные модели.

    Основой синтеза является системное объединение частей в целое - конкретное знание. Формальные методы синтеза отсутствуют.

    Диалектический спиралеобразный характер познания предопределяет неоднократное последовательное и параллельно-последовательное использование в процессе познания процедур синтеза и анализа. В этом случае говорят об итерационном характере познания. Познание имеет характер ряда последовательных приближений и заканчивается, если исследователь признает достигнутую точность знания (истины) достаточной для решения практических задач. Диалектический спиралеобразный характер познания предопределяет повышенную значимость двух методов исследования: исторического и логического.

    Исторический метод как составная часть диалектического познания, связан с описанием и исследованием развития объектов и их свойств в хронологическом порядке. В различных отраслях деятельности исторический метод получил свое специфической развитие. Так в теории прогнозирования он получил название ретроспективного анализа (ретроспекции)», а в бухгалтерском учете и финансовом анализе - горизонтального анализа.

    Логический метод применим для анализа как хронологической (исторической) последовательности состояний, так и связей объекта и(или) процесса. Логический метод тоже имеет ряд специальных вариантов применяемых в различных областях деятельности. Так известны: в бухгалтерском учете и финансовом анализе - «вертикальный анализ»; теория цифровых автоматов в кибернетике и др.

    Основными логическими формами мышления считают; суждение, понятие, умозаключение. Это способы отражения действительности с использованием взаимосвязанных абстракций.

    В процессе познания практика является:

    1. основным источником познания;
    2. движущей силой познания, так как ставит перед разумом и требует разрешения практически важных в настоящее время проблем познания, называемых актуальными;
    3. основным потребителем результатов познания. Результаты познания, научные достижения интенсивно внедряют в опытно-конструкторские разработки систем управления производством и другими формами практики;
    4. основным критерием истины, позволяющим отделить истинные знания от заблуждений, шума, дезинформации. Например, только практическое использование определенной системы управления позволяет ответить на вопрос о том, является ли эта система управления достаточно эффективной в конкретных условиях эксплуатации, достигают ли на практике поставленных в процессе проектирования системы управления целей

    Использование диалектического подхода может позволять повышать эффективность исследования любых систем управления. Однако особенно большую роль диалектика играет при исследовании систем управления, не имеющих аналогов и(или) работающих в уникальных условиях с высокой степенью неопределенности. В этом случае диалектический подход позволяет целенаправленно вести исследование вплоть до достижения желаемого результата. Наоборот, игнорирование диалектического подхода может привести к преувеличению значимости отдельных элементов или(и) полученных результатов. Это может иметь тяжелые практические последствия.

    © StrategPlann 2009