Метод Мэтчета

    Он заключается в овладении приемами управления собственным образом мысли, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем.

    Разработан для решения задач проектирования; разработан режим мышления – сознательная организация мысленного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы. Выделяются различные режимы мышления:

    1. Режим заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли (тетчемы). Мэтчет рекомендует структурировать их по 7 группам.

    1.1 Варьирование подходов

    § Потребности исследования.

    § Ключевая категория исследования.

    § Предварительная гипотеза.

    § Сам подход (парадигма исследования).

    § Варианты переключения с одного подхода на др..

    2.1 Ключевые суждения.

    § Предположить

    § Взвесить.

    § Оценить.

    § Сравнить.

    § Экстраполировать.

    § Оставить без изменений.

    § Предвидеть.

    3.1 Стратегия мышления:

    § Продолжить в избранном направлении.

    § Продолжить и расширить круг проблем.

    § Изменить направления.

    § Сопоставить с прошлым.

    § Сопоставить с будущем.

    § Изучить детали.

    § Обобщить.

    § Искать противоречия.

    § Продолжить более интенсивно.

    § Прекратить.

    4.1 Тактика мышления:

    § Оценить риск.

    § Определить последствия.

    § Развить идею.

    § Сравнить с аналогичными ситуациями.

    § Разделить действия.

    § Приспособить к объяснению известного.

    § Сосредоточиться на частичном.

    § Разложить на компоненты.

    § Установить причину.

    § Оценить возможность нового подхода.

    § Сравнить варианты.

    5.1 Взаимодействия и зависимости.

    § Накапливать и хранить решения.

    § Выявлять зависимости.

    § Отложить принятие решения.

    § Проверить на субъективность .

    § Проверить на соответствие.

    § Соотнести с известным.

    § Сообщить идею.

    6.1 Конструирования понятий.

    § Использовать понятия.

    § Изменить ракурс абстракций, т. е. приоритеты признаков при формировании задачи.

    § Использовать схему стратегии.

    § Изменить точку зрения.

    § Сравнить с существующей ситуацией.

    § Сравнить с возможной ситуацией.

    7.1 Устранения препятствий.

    § Обойти препятствие.

    § Устранить препятствие.

    § Разрушить препятствие.

    § Начать деятельность с 0.

    § Начать новый этап деятельности.

    § Действовать одновременно в разных направлениях.

    1. Режим - мышление стратегическими схемами.
    2. Режим в параллельных плоскостях (способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенном образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них).
    3. Галаграфическое мышление, т. е. мышление с разных точек зрения и в разных ракурсах видения проблем.
    4. Мышление образами, ассоциативное мышление (производное знания и опыта), способность исследователя отождествлять проблему, концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом. Весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал развития.
    © StrategPlann 2009