Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Методы управления

Методы управления — это способы воздействия управ­ляющей подсистемы — субъекта управления — на управляемую подсистему — объект управления (работник, коллектив, организа­ционно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. Различают методы управления и методы про­цесса управления. Методы управления характеризуют закончен­ный процесс воздействия на объект управления; методами про­цесса управления выполняются лишь отдельные работы. Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формаль­ные и неформальные. При использовании методов прямого воз­действия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются усло­вия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характер­ные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально- психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

  • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
  • методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабаты­ваются на основе маркетинговых исследований, анализа основ­ных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
  • коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

  • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли организа­ции;
  • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, яв­ляется коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) преду­сматривает сопоставление в денежной форме произведенных за­трат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческо­го расчета используются такие экономические рычаги и инстру­менты, как политика в области ценообразования издержек произ­водства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. При­чем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.

охватывать все рычаги без исключения, и системным — охваты­вать весь объект управления по всей его иерархии.

Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика це­нообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении из­держек производства и обращения первостепенное значение при­дается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения каче­ства продукции, улучшения материально-технического снабже­ния и форм хозяйственных связей между предприятиями, повы­шения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.

Политика в области финансирования и кредитования пре­дусматривает определение источников финансирования и рас­пределение средств по важнейшим отделениям и дочерним ком­паниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.

Административные методы управления включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;
  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
  • систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкрет­ной организации.

Большое значение имеет и система оперативного управле­ния. Существует четыре способа реализации своей власти руко­водителем, которые находятся в диапазоне от прямого использо­вания до практически полного отказа от власти. Речь идет о рас­поряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Административные методы ориентированы на такие моти­вы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воз­действия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответст­вие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих орга­нов управления.

Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально- психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности;
  • способы организации труда и рабочих мест;
  • система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров;
  • информационное обеспечение и его использование;
  • система стимулирования работников;
  • морально-психологический климат в коллективе;
  • социально-бытовые условия работников.

Управление социально-психологическими процессами включает:

  • разработку норм и нормативов социально-психологи­ческих процессов;
  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • разработку мероприятий по нормализации и оздоровле­нию протекания социально-психологических процессов;
  • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
  • регулирование социально-психологических процессов.

Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

  • настроение в коллективе (его жизнерадостность, опти­мизм);
  • доброжелательность и объективность оценки работы ис­полнителей;
  • творческая атмосфера в коллективе;
  • согласие и единство действий в коллективе;
  • отсутствие «показухи» и формализма в работе;
  • доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
  • эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
  • принятие каждым членом коллектива на себя ответст­венности за положение дел в организации (подразделении);
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
  • отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
  • высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует ис­пользовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и пе­риодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работни­ков, социально-психологические методы, способствующие выра­ботке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимо­действия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межлично­стных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов груп­пы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмо­циональную экспансивность работников.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет — это дополнительные прямые и непря­мые (косвенные) выгоды, преимущественно материального ха­рактера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом (рис. 2.3).

2.3

Рис. 2.3. Структура социального пакета

Из рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:

- премии по результатам работы за месяц, год;

- участие в прибыли организации;

- бонусы и т. д.

Нематериальные выгоды представляют собой:

- ордена и медали;

- почетные грамоты;

- нагрудные знаки и значки;

- повышение статуса;

- почетные звания и др.

В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:

- пенсионное обеспечение;

- оплату учебных отпусков;

- оплату очередных отпусков;

- оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за деть­ми и т. д.

К основным элементам (методам) корпоративного обслу­живания можно отнести:

- медицинскую страховку;

- служебный автомобиль;

- скидки на товары собственного производства;

- дотации на питание;

- оплату мобильного телефона;

- предоставление общежития;

- кредиты под льготные проценты;

- бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию) и т. д.

Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включе­ние указанных выгод работающих в коллективный договор, кото­рый представляет собой правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

По данным опроса руководителей промышленных пред­приятий России, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАН, 15% их считают своим долгом обеспечивать социальные потребности своих работников, 14% используют социальную политику как инструмент привлечения квалифицированных специалистов и лишь 2% извлекают при­быль из своих социальных объектов. 11% опрошенных считают наиболее важным иметь в своем распоряжении дома отдыха; столько же — медицинские учреждения.

Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от админи­стративно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате де­мократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделять­ся социально-психологическим методам управления.

Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, ком­плексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально- психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют ком­плексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правиль­ный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру