Стратегия и Управление.ru
Dec 9

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Управление и менеджмент

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) — это:

- практическая деятельность по управлению производст­вом или коммерцией, преследующая цели повышения эффектив­ности работы и увеличения прибыли;

- теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;

- в современной отечественной практике также руково­дящий состав предприятия, акционерного общества.

В последние годы понятие «менеджмент» прочно вошло в наш обиход, стало привычным для российской деловой жизни и нередко используется наряду и наравне с понятием «управление». Более того, русское слово «управление» и английское «менедж­мент» некоторые авторы считают синонимами. В действительно­сти содержание этих терминов несколько различается, в связи с чем следует подробнее остановиться на этом.

Термин «управление» традиционно используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах.

В то же время, употребляя, термин «менеджмент», мы должны следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Имеет место новая философия, действуют иные системы ценностей и приорите­тов. Речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредст­вом и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой ме­неджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществ­ляемого на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Если подходить еще более строго, то понятия «менедж­мент» и «управление» следует различать и по объектам воздей­ствия. Так, если в менеджменте объектами воздействия явля­ются люди, то в управлении объекты воздействия — это и про­изводственные, товарно-материальные и иные ресурсы, а так­же производственные, торгово-технологические и иные про­цессы.

По этой причине следовало бы в отношении финансового, налогового, инвестиционного, инновационного, операционного, производственного, информационного и других видов менедж­мента употреблять термин «управление».

Вместе с тем понятие «менеджмент» уже весьма прочно вошло в наш обиход, поэтому считаем возможным использовать его применительно ко всем предпринимательским, корпоратив­ным структурам, функционирующим в условиях рыночной эко­номики.

С учетом изложенного в данной работе термин «управле­ние» в ряде случаев будет употребляться с определенной степе­нью условности в том же значении, что и «менеджмент».

Следует также заметить, что если термин «менеджмент» употребляется применительно к предпринимательским структу­рам, то для других целей за рубежом используются иные терми­ны, например: government administration — государственное управление и public administration — общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины «орга­низация», «управление» и «администрирование». Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать некоторые принципы и методы менедж­мента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат, вы­сокой эффективности функционирования и государственного ре­гулирования.

Для более глубокого уяснения сущности понятия «менедж­мент» следует уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

Так, целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффек­тивное функционирование систем управления.

В связи с этим можно также заметить, что менеджмент — это наука комплексная, охватывающая психологические, техни­ческие, экономические, социальные и другие аспекты. Поэтому ее можно отнести к типу интегральных, многоаспектных, меж­дисциплинарных наук, развивающихся на стыке и в переплетении общественных, естественных и технических наук. В этом под­тверждается вывод, что менеджмент — фундаментальное понятие науки.

В то же время целью менеджмента как практики эффектив­ного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем ра­циональной организации производственного (торгового) процес­са и развития технико-технологической базы организации.

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оценива­ются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные реше­ния задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффектив­ности управления. Многие задачи, которые ранее не могли ре­шаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за тру­доемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

В современном менеджменте существуют различные спосо­бы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др. В России теоре­тическая и прикладная статистика, экономико-математические мо­дели решения задач, инженерных расчетов и т. п. разработаны дос­таточно хорошо. Менее развита автоматизация процессов обработ­ки информации, управления производством, принятия решений. Однако эффективность управления зависит не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного меха­низма и системы государственного регулирования. Поэтому мно­гие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно при­менены в России, что объясняется разной степенью зрелости ры­ночных отношений.

Если рассматривать способы менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно заме­тить, что передовые методы управления наиболее активно вне­дряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйствен­ного механизма. Но если ориентироваться на решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличия российских организаций от зарубежных фирм. Пока в наших организациях управленческий аппарат решает в основном внутренние задачи, т. е. задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, материально- технического снабжения и т. п. Анализ хозяйственной деятель­ности и функционально-стоимостный анализ проводятся с це­лью снижения издержек производства, его себестоимости, од­нако при этом еще в недостаточной степени учитываются тре­бования потребителей.

Таким образом, менеджмент как бы пронизывает всю орга­низацию, затрагивая практически все сферы ее деятельности. Од­нако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и ор­ганизации можно достаточно четко определить границы деятель­ности, которая составляет содержание менеджмента, а также вы­делить его отдельные виды. Например, производственный ме­неджмент — это комплексная система обеспечения конкуренто­способности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организаци­онных структур, выбора организационно-правовой формы управ­ления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент — это комплексная система обес­печения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финан­совых показателей с соблюдением научных подходов и принци­пов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эф­фективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент — это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение ор­ганизационных структур, выбор направлений инноваций, оп­тимизацию инвестиций, разные аспекты управления персона­лом.

Торговый менеджмент представляет собой процесс управ­ления всеми остальными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного тор­гового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент со­циальной сферы, банковский, налоговый, организационный, ме­ждународный и др.

Циклический характер общественного развития, необходи­мость принятия решений в условиях кризиса явились серьезной мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт пе­редовых стран Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и огромная роль в повышении его эффек­тивности принадлежит использованию достижений научно- технического прогресса.

При этом следует заметить, что в последние годы наблюда­ется существенное смещение центров развития систем управле­ния на современном уровне. В группе наиболее развитых стран лидируют Япония, Германия и Швейцария. По соответствию управления современным требованиям США находятся на 9-м месте, Франция — на 12-м, Италия — на 14-м, Великобритания — на 16-м. Среди стран другой группы, для которых характерен бур­ный подъем экономики в последние 10–15 лет, лидируют Синга­пур, Гонконг и Тайвань.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру