Стратегия и Управление.ru
Aug 19

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса

По мнению Джевонса, для экономики самое главное — это максимизировать удовольствие. То, насколько полезно благо, ко­торое у нас есть, зависит от количества, которым мы располагаем: u = f (x). По мнению Джевонса, степень полезности — это полез­ность приращения блага, которая равна Au / Ax, а если прираще­ние бесконечно мало — производной u х — du / dx. С точки зре­ния Уильяма Джевонса, самое интересное для экономистов — это полезность самого последнего прироста блага. Эту полез­ность он назвал последней степенью полезности. Чем больше прирост блага, тем больше уменьшается придельная степень по­лезности. Этот принцип назван первым законом Госсена, но Уильям Джевонс считал себя первооткрывателем этого «великого принципа».

По мнению Джевонса, последняя степень полезности — это бесконечно малый прирост благ. Представители австрийской школы считали это понятие некорректным, а Джевонс по этому поводу придерживался противоположного мнения, хотя и с ого­воркой. Это понятие должно относиться не к одному человеку, а ко всей нации вообще. Здесь возникает небольшая проблема, ведь закон убывания предельной полезности создан на основе и именно для одного человека. Но, по словам Джевонса, то, что выведено в теории для отдельного человека, должно быть прове­рено на практике.

По мнению Джевонса, надо распределять оптимальные по­требления благ таким образом, чтобы последняя степень полез­ности оставалась одинаковой:

v1 pi q1 = v2p2 q2 = … = vn pn qn, 

где v — последняя степень полезности; p — вероятность;

q — коэффициент близости во времени; 1, 2, n — моменты времени.

Цену у товара Уильям Джевонс определяет так же, как пред­ставители австрийской школы меновую ценность, т. е. опираясь только на предельную полезность. В таком процессе издержки прямого участия, собственно, не принимают. Они лишь в состоя­нии косвенно влиять на объем предлагаемых благ на рынке. По этому поводу Джевонс даже формирует цепочку зависимости, которую можно представить в следующем виде:

— предложение определяется производственными издержками ^ последняя степень полезности определяется существующим предложением ^ ценность определяется последней степенью полезности.

Эта так называемая цепочка Джевонса «растянута» во времен­ных рамках, т. е. если пришла пора определить ценность, следо­вательно, предложение уже было определено раньше. Поэтому предложение и спрос нельзя определить в один и тот же момент, как предлагал Альфред Маршалл.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру