Конкурентные стратегии

    Чтобы достичь превосходства над конкурентами, необходимо достичь превосходства по всем коммерческим характеристикам и средствам их продвижения на рынке. В теории такое возможно, на практике – нет. При конкуренции необходимо выбирать приоритеты, стратегию, которые наилучшим образом используют сильные стороны фирмы и соответствуют тенденции рыночной ситуации.

    Конкурентная стратегия используется для обеспечения преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе (3 – 5 лет)

    Основные этапы конкурентного анализа:

    1) выявление главных конкурентных сил в отрасли;

    2) определение вариантов конкурентных стратегий.

    Лидером в разработке конкурентного анализа, формулированием основных моделей по выявлению конкурентных сил и вариантов конкурентных стратегий является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер.

    Конкурентные стратегии:

    1. Новые конкуренты.

    Для предупреждения появления их в отрасли используют дифференциацию продуктов и услуг (опора на торговые марки), потребность в капитале, издержки переориентации, необходимость создания новых каналов распределения, политику государства.

    2. Товары-заменители.

    Появление новых товаров, эффективно удовлетворяющих те же нужды и потребности, также могут обострить конкуренцию.

    Методы борьбы с товарами-заменителями (субститутами):

    а) проведение ценовой конкуренции;

    б) атака рекламой на потребителя;

    в) производство новых, более привлекательных продуктов;

    г) улучшение сервиса.

    3. Внутриотраслевая конкуренция.

    Внутри и вне отрасли фирмы-конкуренты могут и мирно существовать, а могут использовать жесткие и грубые способы выживания.

    Наиболее сильна конкуренция в той отрасли, для которой характерно большое число фирм-конкурентов, однородность товаров, наличие барьеров снижения издержек, высокие входные барьеры, насыщенность рынков и т. д.

    Использование фирмой своих сильных сторон может уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции. Российским экономистом А. Юдановым был предложен метод сравнительных преимуществ. Он поделил конкурентные стратегии фирм, действующих на одном рынке, на 4 типа: коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты. Каждый тип им сравнивается с определенным биологическим поведением.

    Коммутанты(серые мыши) – это маленькие фирмы, которые с легкостью подстраиваются к изменению рыночного спроса. Производят товары-имитаторы, товары-подделки. Легко переходят с одного рынка на другой, обладают низкой устойчивостью.

    Гибкость и приспособленность – основа их конкурентной стратегии.

    Патиенты (хитрые лисы) – это фирмы, узко специализированные и хорошо освоившие одну из ниш рынка. Это небольшие фирмы, выпускающие в течение определенного времени продукцию определенного профиля.

    Виоленты (слоны, львы) – это большие компании, которые осуществляют контроль над значительной долей рынка.

    Их конкурентная стратегия – это низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса.

    Эксплеренты (ласточки, мотыльки) – конкурентным преимуществом таких фирм являются инновации, новые технологии и товары. Они обычно слабо связаны с рынком, не имея средств для его освоения.

    4. Сила воздействия поставщиков.

    Конкуренция с поставщиками-конкурентами.

    Поставщики могут повышать цену на свои товары или (и) снижать их качество.

    5. Сила воздействия покупателя.

    Покупатели могут:

    а) требовать снижения цены;

    б) требовать более высокого качества;

    в) требовать улучшение сервиса;

    г) сталкивать внутриотраслевых конкурентов и др.

    Не существует универсальной конкурентной стратегии; лишь стратегия, согласованная с условиями определенной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает фирма, может принести ей успех.

    © StrategPlann 2009