Стратегия и Управление.ru
Mar 30

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы

  • В продаже - лотки, цены ниже! Неликвидные остатки
    gesmsk.ru


Контроллинг как управленческая функция

Сегодня сложно дать однозначное определение понятию «контроллинг», в настоящее время существует множество определений контроллинга: от тождества «контроллинг = немецкий (европейский) вариант управленческого учета» до признания контроллинга философией менеджмента. Это свидетельствует о том, что контроллинг является интенсивно развивающимся направлением в области теории и практики управления организацией.

«Контроллинг» происходит от английского глагола «to control», имеющего разные семантические значения. В экономическом смысле это управление и наблюдение. Однако в англоязычных источниках термин «контроллинг» практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет» (managerial accounting, management accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Так как отечественная терминология пока не устоялась, у нас используют оба термина: и «контроллинг», и «управленческий учет».

В современном значении слово «контроллинг» появилось в России в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования.

В 2001 г. в России было создано некоммерческое партнерство «Объединение Контроллеров», которое установило свои основные цели: содействие распространению на предприятиях и в организациях философии и методологии контроллинга с целью повышения эффективности функционирования и роста уровня конкурентоспособности народного хозяйства России; обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга, а также подготовкой кадров для предприятий и организаций; содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс самоутверждения контроллинга идет по двум направлениям:

1) он протекает в форме становления составной части учения об управлении организацией;

2) соответствующий процесс происходит в практике организаций, где идет речь об определении функциональной роли контроллинга.

Рассмотрим сравнительную характеристику определений контроллинга в таблице 5.

Таблица 5 Определение контроллинга

Авторы определения

Определения контроллинга

Д. Хан

Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия

П. Хорват

Контроллинг — подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию

Ю. Вебер

Контроллинг представляет собой элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором прежде всего на задачи планирования, контроля и информирования

Э. Майер

Ю. П. Анискин

А. М. Павлова

Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию «узких мест» и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов

Е. А. Ананькина

С. В. Данилочкин

Н. Г. Данилочкина

Л. В. Попова

Р. Е. Исакова

Т. А. Головина

Контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений

М. Л. Лукашевич

Е. Н. Тихоненкова

А. Харин

И. Л. Коленский

Н. Н. Пущенко

А. Старых

Контроллинг — это целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли

А. М. Карминский

Н. И. Оленев

А. Г. Примак

С. Г. Фалько

Контроллинг — это концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации

Из таблицы видно, что между определениями существуют разногласия, но, несмотря на это проблемное поле, концепции контроллинга вырисовываются достаточно четко: организация является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны; ее деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей; контроллинг обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.

Основные постулаты современной философии контроллинга, сформулированные российскими и зарубежными учеными, звучат следующим образом: приоритет рентабельности деятельности организации над ростом объемных показателей, т. е. размеры организации, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т. п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы организации в целом и ее подразделений; рост объемов бизнеса организации оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования организации уровни рисков.

Основной функцией контроллинга является координация.

В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.

Контроллинг поддерживает процесс планирования путем выполнения следующих задач:

1)  формирование и развитие системы комплексного планирования;

2)  разработка методов планирования;

3) определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Контроль — это продолжение планирования, он сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. В отличие от ревизии, контроль в контроллинге ориентирован на текущие результаты деятельности организации и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.

При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи контроллинга входит разработка «архитектуры» информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.

В функции контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации в рыночных условиях: создание и применение методики разработки целевой картины и целевых показателей организации (контроллер сам не ставит цели, но обеспечивает процесс определения целей, например целевого показателя рентабельности капитала); ориентация работ по планированию «снизу вверх» для обеспечения достижимости целей организации, сформулированной «сверху вниз» в рамках правил, установленных целевой картиной; сбор и анализ данных о внешней среде; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчеты эффективности инвестиционных проектов; отслеживание тематики, которая не вошла в утвержденный план на предстоящий хозяйственный год; обеспечение представления фактической информации, соответствующей плановым показателям на каждом рабочем месте, и др.

К технико-экономическим функциям контроллинга относятся:

1) учетно-аналитическая функция — реализация управленческого учета и анализа с помощью особых унифицированных форм документов для обеспечения координации и интеграции поведения целевых показателей;

2) контрольно-информационная функция — информационное обеспечение процесса контроля за бизнес-процессами организации;

3) методическая — обеспечение рациональности и постоянного обновления используемых методов и инструментов управления для совершенствования учета, анализа, планирования и контроля. Выделение целевых и технических функций контроллинга позволяет определить внутри функционального управления программно-целевой, системный и процессный подходы в управлении. Дифференциация функций контроллинга позволяет выделить отдельные задачи и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Структура контроллинга.

Контроллинг можно рассматривать с двух позиций: 1) как систему; 2) как процесс.

Рассматривая контроллинг как систему, необходимо выделить следующие ее составляющие:

1) элементы со специфическими параметрами, т. е. сами процессы планирования, контроля и регулирования в отношении конкретных объектов, характеризующихся специфическими признаками;

2) специфические связи между элементами, т. е. специфические структуры процессов планирования, контроля и регулирования, прежде всего структуры самих планов и отчетов.

Контроллинг можно также рассматривать как управленческий процесс, в ходе которого достигаются цели организации.

Процесс — это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (принципами).

Рассматривая контроллинг как процесс, выделяют 9 стадий этого процесса:

1)  стратегический анализ;

2)  выработка вариантов стратегий;

3)  выбор эффективной стратегии из существующих вариантов;

4)  разработка дерева целей;

5) выработка соподчиненности и координации через иерархию приоритетов стратегических целей и тактических задач;

6) разработка механизма реализации заданного дерева целей, стратегии и тактики;

7) оценка эффективности комбинаций рычагов, инструментов и конкретных технологий бизнес-операций;

8) формирование системы промежуточных и конечных ожидаемых результатов (промежуточные результаты формируются по стадиям бизнес- процессов);

9)  формирование адекватной системы контроля:

а)  соответствие системы контроля целям, стратегии и тактическим задачам;

б)  соответствие целей механизмам их реализации, ожидаемым результатам;

в)     соответствие ожидаемых результатов и фактически полученных результатов;

г)  коррекция стратегии, тактики, механизмов реализации по системе: план — факт — отклонение.

Методы контроллинга.

Метод модерации — это обобщение опыта и развитие творческого потенциала различных сотрудников для достижения целей организации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей персонала организации.

Стратегические методы контроллинга предоставляют контроллеру, в отличие от конкурентов, возможность наиболее раннего распознавания стратегических «узких мест» экономического роста и, следовательно, своевременной разработки соответствующих контрмероприятий.

Основные инструменты стратегического контроллинга:

1)  анализ потенциала и «узких мест»;

2)  анализ конкурентных сил Портера;

3)  бенчмаркинг;

4)  анализ решений «собственное производство — поставки со стороны»;

5)  анализ кривой опыта; анализ качества обслуживания;

6)  инструментарий логистики;

7)  портфельный анализ;

8)  анализ жизненного цикла продукта;

9)  стратегический анализ затрат;

10) анализ издержек по центрам ответственности; анализ стратегических разрывов;

11)  построение сценариев;

12)  функционально-стоимостный анализ;

13)  анализ и планирование ценности капитала;

14)  планирование производственного результата;

15)  финансовое планирование;

16)  планирование загрузки мощностей;

17)  бюджетирование;

18)  анализ рисков;

19)  сетевое планирование;

20) ценообразование;

21)  определение показателей эффективности по подразделениям;

22)  линейное программирование.

Методы оперативного контроллинга служат контроллеру (а на малых предприятиях функции контроллера выполняют руководители предприятия, руководители финансового отдела или отдела учета) средством активного управления прибылью, обнаружения и устранения оперативных «узких мест» в сферах снабжения, производства, реализации и управления. К ним относятся действующая программа производства и продаж, техническое оснащение предприятия, уровень квалификации сотрудников и имеющийся капитал.

Основные инструменты оперативного контроллинга:

1)  составление отчетов (в том числе сводных) о хозяйственной деятельности организации;

2)  анализ издержек по центрам ответственности;

3)  анализ предельных издержек;

4)  ступенчатый анализ сумм покрытия;

5)  маржинальный анализ (расчет сумм покрытия);

6)  анализ величин в точке безубыточности;

7) расчет комиссионного вознаграждения торговых представителей на базе сумм покрытия;

8)  анализ скидок;

9)  бюджетирование;

10)  анализ возникающих на предприятии узких мест;

11)  методы расчета инвестиций;

12) расчет производственного результата на краткосрочный период;

13) создание кружков качества;

14) анализ областей сбыта;

15) функционально-стоимостный анализ;

16) ABC-анализ; XYZ-анализ;

17) инструментарий логистики.
 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру