Объективная необходимость государственного регулирования экономики

    В настоящее время регулирующая роль государства воз­растает практически во всех сферах экономической деятель­ности, например в сфере занятости и производительности тру­да, в производстве, в установлении уровня цен, сборе нало­гов, правительственных расходах и в распределении ресурсов, хотя основная экономическая активность государства состо­ит из таких категорий, как: закупка товаров (или услуг), про­дажа товаров (услуг), налоги, трансферты, субсидии, созда­ние или погашение общественного долга.

    Экономическая деятельность частного и государственного секторов отличается, однако в сумме они дополняют друг друга в достижении общенациональных, социальных, политических и экономических целей страны. Хотя в основном отношения государства и частного сектора сводятся к таким категориям, как расчеты и трансферты.

    Итак, государство участвует в покупке и продаже благ, как и другие организации. Расчеты в этом случае являются двусто­ронними и идут по обычной схеме, как и любые расчеты част­ного сектора. Трансферты же определяются такими возмож­ностями государства, которых нет в частном секторе, а именно:

    • создание денег;
    • взимание налогов.

    В данном контексте налоги можно рассматривать как транс­фертные выплаты сектора частных экономических агентов государству, тогда как чистые трансферты — это выплаты госу­дарства частному сектору, они фиксируются как расходы. Та­ким образом, действие государства на экономическую систему страны в основном происходит через налогообложение и пра­вительственные расходы. При превышении расходов над по­ступлениями возникает государственный долг, который можно погасить посредством выпуска в обращение дополнительной денежной массы или продажи государственных ценных бумаг банкам или другим экономическим агентам. Соответственно возможность государства влиять на экономику страны, исполь­зуя поступления и расходы, имеет огромное значение в совре­менных макроэкономических системах.

    Кроме того, очень важными причинами, оправдывающи­ми необходимость роста государственного сектора в экономи­ке, являются рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населе­ния, проблемы окружающей среды, необходимость преодоле­ния нищеты и сокращения неравенства доходов и другие про­цессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.

    Важно также заметить, что между государственными закуп­ками и трансфертными платежами существуют большие отли­чия. Посредством государственных закупок, таких как закуп­ки оружия, строительство учреждений, содержание аппарата здравоохранения, образования и т. п., ресурсы перераспреде­ляются от частного к общественному потреблению товаров. Тогда как с помощью трансфертных платежей государство из­меняет структуру производства товаров частного сектора. Ведь при приобретении товаров и услуг отдельные группы с по­мощью государства приобретают оплаченные обществом то­вары, и таким образом рост спроса на определенные товары (услуги) влияет на производственную структуру и активность. Хотя при сравнении роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику главная роль все же отводится госу­дарственным закупкам.

    Таким образом, государственное регулирование экономи­ки оказывает большое влияние на ее эффективность, поэтому государственный сектор экономики является важнейшим эко­номическим фундаментом общественного развития.

    © StrategPlann 2009