Гарантии государства при лизинговых сделках

    Гарантии государства имеют определяющее значение. Однако рассчитывать на значительное расширение практики предоставления гарантий со стороны государства нельзя. Оно не может и не должно предоставлять гарантии по большинству лизинговых проектов. В лучшем случае следует ожидать частичного участия государства.

    В июле 1995 года на конференции, проводившейся Московской лизинговой компанией, говорилось о необходимости создания структуры, занимающейся не вспомоществованием отдельных лизингодателей, а предоставляющей гарантии для лизинговых операций.

    Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" частично дает такую возможность.

    Статистика нарушения финансовых обязательств как по кредитным, так и по лизинговым операциям внутри России или при международных сделках мало известна.

    У Московской лизинговой компании, созданной Правительством Москвы и специализирующейся на лизинге для малого предпринимательства, за два года работы потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, не было вообще и только в 5 процентах случаев происходили задержки по оплате. Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении оперативно оказывать помощь лизингополучателям в ходе реализации проектов.

    Крайне важно правильно и обоснованно сформулировать требования, предъявляемые российскими и западными лизинговыми компаниями к гарантийному обеспечению.

    Основная гарантийная нагрузка ложится на банки, страховые компании, лизингополучателей и лизингодателей, производителей оборудования.

    Когда Инкомбанк проектировал создание лизинговой компании Инкомлизинг, при формировании портфеля заказов он столкнулся с тем, что большинство видов оборудования с точки зрения юридических и технологических требований, предъявляемых западными лизинговыми компаниями, не являются лизингуемыми. В случае прекращения лизинговых платежей собственник оборудования не имеет возможности его демонтировать и сдать в лизинг другому лизингополучателю.

    Это обстоятельство - одна из основных причин того, что лизинговые компании и банки, их кредитующие, очень редко рассматривают свою собственность - объект лизинга как залоговое обеспечение лизинговой сделки.

    На Международной конференции по развитию лизинга в России, состоявшейся по решению Правительства РФ в мае 1996 года, президент Европейской ассоциации лизинговых компаний Марк Байерт обратил внимание российских лизингодателей на то, что на Западе наилучшее обеспечение - это право собственности.

    Некоторые российские лизинговые компании рассматривают до 16 видов гарантийных обеспечений:

    • банковская гарантия (контргарантия) и/или векселя приемлемых банков; векселя предприятия, авалированные надежными российскими банками;
    • векселя крупных бюджетных организаций и предприятий;
    • фонды в покрытие гарантий лизинговых платежей; поручительство солидных компаний; залог ценных бумаг; залог ликвидного товара в обороте; залог недвижимости;
    • гарантия обратного выкупа имущества поставщиком; подтвержденные в уполномоченных банках форвардные контракты на поставку готовой продукции в объемах не менее и по цене не более определенных на момент заключения соответствующих договоров; РЕПО ликвидных акций;
    • экспортная выручка по контрактам с экспортерами в уполномоченном банке; залог прочего имущества и активов; подтвержденные гарантии государственных и муниципальных фондов с лимитами в уполномоченных банках;
    • стоимость оборудования, предоставляемого в лизинг (может рассматриваться как частичное покрытие);
    • открытие целевых счетов в банке в покрытие гарантии лизинговых платежей (эти счета разблокируются по мере погашения задолженности по лизинговому договору или частично засчитываются в платеж).

    Однако значительное количество из перечисленных гарантий не имеет ценности для иностранных лизингодателей. Они не могут их реализовать, а потому большинство из этих гарантий являются для них неликвидными. Основными причинами, сдерживающими дальнейшее развитие лизинга в России, эксперты называют следующие нормативно-правовые и макроэкономические проблемы:

    • терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов; ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей);
    • таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров);
    • барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);
    • несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для Лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для Лизингополучателя);
    • неразвитость арбитражного процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств Лизингополучателем);
    • методологические трудности в определении поля регулирования для федерального закона "О лизинге" ;
    • искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;
    • недостаточно высокий спрос на предложения о лизинге ввиду продолжающегося спада в экономике;
    • ухудшение условий для окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации предприятий - главных источников лизинговых платежей);
    • слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).

    Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения лизинговой деятельности можно отнести проблемы с определением кредитоспособности партнеров и с адекватностью финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых финансовых ресурсов у некоторых российских лизинговых компаний.

    © StrategPlann 2009