Гарантии государства имеют определяющее значение. Однако рассчитывать на значительное расширение практики предоставления гарантий со стороны государства нельзя. Оно не может и не должно предоставлять гарантии по большинству лизинговых проектов. В лучшем случае следует ожидать частичного участия государства.
В июле 1995 года на конференции, проводившейся Московской лизинговой компанией, говорилось о необходимости создания структуры, занимающейся не вспомоществованием отдельных лизингодателей, а предоставляющей гарантии для лизинговых операций.
Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" частично дает такую возможность.
Статистика нарушения финансовых обязательств как по кредитным, так и по лизинговым операциям внутри России или при международных сделках мало известна.
У Московской лизинговой компании, созданной Правительством Москвы и специализирующейся на лизинге для малого предпринимательства, за два года работы потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, не было вообще и только в 5 процентах случаев происходили задержки по оплате. Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении оперативно оказывать помощь лизингополучателям в ходе реализации проектов.
Крайне важно правильно и обоснованно сформулировать требования, предъявляемые российскими и западными лизинговыми компаниями к гарантийному обеспечению.
Основная гарантийная нагрузка ложится на банки, страховые компании, лизингополучателей и лизингодателей, производителей оборудования.
Когда Инкомбанк проектировал создание лизинговой компании Инкомлизинг, при формировании портфеля заказов он столкнулся с тем, что большинство видов оборудования с точки зрения юридических и технологических требований, предъявляемых западными лизинговыми компаниями, не являются лизингуемыми. В случае прекращения лизинговых платежей собственник оборудования не имеет возможности его демонтировать и сдать в лизинг другому лизингополучателю.
Это обстоятельство - одна из основных причин того, что лизинговые компании и банки, их кредитующие, очень редко рассматривают свою собственность - объект лизинга как залоговое обеспечение лизинговой сделки.
На Международной конференции по развитию лизинга в России, состоявшейся по решению Правительства РФ в мае 1996 года, президент Европейской ассоциации лизинговых компаний Марк Байерт обратил внимание российских лизингодателей на то, что на Западе наилучшее обеспечение - это право собственности.
Некоторые российские лизинговые компании рассматривают до 16 видов гарантийных обеспечений:
- банковская гарантия (контргарантия) и/или векселя приемлемых банков; векселя предприятия, авалированные надежными российскими банками;
- векселя крупных бюджетных организаций и предприятий;
- фонды в покрытие гарантий лизинговых платежей; поручительство солидных компаний; залог ценных бумаг; залог ликвидного товара в обороте; залог недвижимости;
- гарантия обратного выкупа имущества поставщиком; подтвержденные в уполномоченных банках форвардные контракты на поставку готовой продукции в объемах не менее и по цене не более определенных на момент заключения соответствующих договоров; РЕПО ликвидных акций;
- экспортная выручка по контрактам с экспортерами в уполномоченном банке; залог прочего имущества и активов; подтвержденные гарантии государственных и муниципальных фондов с лимитами в уполномоченных банках;
- стоимость оборудования, предоставляемого в лизинг (может рассматриваться как частичное покрытие);
- открытие целевых счетов в банке в покрытие гарантии лизинговых платежей (эти счета разблокируются по мере погашения задолженности по лизинговому договору или частично засчитываются в платеж).
Однако значительное количество из перечисленных гарантий не имеет ценности для иностранных лизингодателей. Они не могут их реализовать, а потому большинство из этих гарантий являются для них неликвидными. Основными причинами, сдерживающими дальнейшее развитие лизинга в России, эксперты называют следующие нормативно-правовые и макроэкономические проблемы:
- терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов; ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей);
- таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров);
- барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);
- несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для Лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для Лизингополучателя);
- неразвитость арбитражного процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств Лизингополучателем);
- методологические трудности в определении поля регулирования для федерального закона "О лизинге" ;
- искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;
- недостаточно высокий спрос на предложения о лизинге ввиду продолжающегося спада в экономике;
- ухудшение условий для окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации предприятий - главных источников лизинговых платежей);
- слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).
Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения лизинговой деятельности можно отнести проблемы с определением кредитоспособности партнеров и с адекватностью финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых финансовых ресурсов у некоторых российских лизинговых компаний.