Стратегия и Управление.ru
May 27

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы

  • Моторный центр. Подборка электронных книг.
    spb-motor.ru


«Конкурентный ромб» М. Портера

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преиму­щества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей — «кон­курентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.

«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, струк­тура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

В список факторных условий М. Портер включил сле­дующие группы условий:

1) людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в том числе ученые высшей кате­гории;

2) природные ресурсы, включая географическое поло­жение страны и климат;

3) капитал, учитывая оставшиеся национальные раз­личия в условиях финансирования и разнообразия ви­дов национальных рынков капитала;

4) научно-информационный потенциал, т. е. все на­копленные страной знания, связанные с производст­вом товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д.;

5) инфраструктура, а именно тип, качество и стои­мость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также отно­сится все, что влияет на качество жизни в определен­ной стране, делая ее привлекательным местом для про­живания.

Главной идеей М. Портера является идея о том, что ос­новные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются. Причем важнейшее значение имеют темпы создания и механизмы совершенствования факторов, т. е. эффективность их использования.

Также большое значение имеет классификация факто­ров на базисные и развитые, общие и специализирован­ные. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов — неквали­фицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но М. Портер считает, что конкурентоспособность, осно­ванная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более деше­выми природными ресурсами или трудом, может изме­ниться производственный процесс и т. д. Например, Но­вая Зеландия выращивала киви и от своего монопольного господства на мировом рынке получала значительные до­ходы. Но позднее Италия и Чили начали продавать киви, и Новая Зеландия потеряла монопольное преимущество. Это вместе с другими причинами создало ей большие эко­номические трудности. Чаще всего развитые факторы создаются на основе базисных, но их намного сложнее продублировать.

В наукоемких отраслях базисные факторы не дают ре­шающего преимущества. К тому же ТНК могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций. Что­бы обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специали­зирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базис­ных факторов может быть не слабостью, а сильной сторо­ной в конкурентной борьбе, побуждая компании осущест­влять нововведения и усовершенствования.

Несмотря на глобализацию конкуренции, условия внут­реннего спроса все еще имеют большое значение. При этом главную роль играет не объем внутреннего спроса, а его качество и соответствие тенденциям развития спро­са на мировом рынке. Выигрывают в конкурентной борь­бе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутрен­ними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик. Например, Япония после войны, восстанавливая инфраструктуру, начала развивать транзисторную связь (этому способствовала и гористость страны, так как кабельные коммуникации стоили дороже). Остальные страны медленно отказыва­лись от кабельной сети. Таким образом, Япония заняла лидирующие позиции.

Еще большее, чем сегментный состав спроса, значение имеют «качества» производственных и частных потреби­телей. Компании страны выигрывают, если их потребите­ли являются по мировым стандартам наиболее требова­тельными и квалифицированными. Если японская фирма может продать видеомагнитофон у себя в стране, она его продаст в любой точке земного шара.

Компании могут финансировать нововведения и со­вершенствоваться в зависимости от условий спроса, ха­рактерных для данной страны. Например, в Японии при­ветствуется «легкая, тонкая и маленькая» продукция, так как люди живут в небольших домах, с малой звукоизоля­цией. Кондиционеры здесь должны быть бесшумными, в отличие от условий в США. Также о требовательных и искушенных покупателях в отдельной стране говорят национальные увлечения. Например, в Великобритании это садоводство. Иногда происходит наоборот, когда эти национальные увлечения являются следствием развития высококонкурентоспособной национальной отрасли.

Желательно, чтобы этот национальный повышенный спрос опережал будущий спрос мирового рынка. Напри­мер, высокие требования к защите окружающей среды в Скандинавии способствовали развитию там соответ­ствующих технологий, которые создали впоследствии для промышленности приоритетную нишу на мировом рынке.

Если состав спроса сложный и опережает международ­ный, объем и характер развития внутреннего спроса могут увеличить конкурентное преимущество отрасли промыш­ленности. Большой внутренний рынок оказывает влияние на инвестиционные решения в тех отраслях, где большая экономия на масштабах, высокая степень неопределенно­сти и большие потребности в НИОКР. Положительным ка­чеством большого рынка также является присутствие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может быть негативным явлением, так как фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновле­нию и совершенствованию.

Родственные и поддерживающие отрасли — также важ­ный показатель национального конкурентного преиму­щества. Эти отрасли предоставляют вспомогательное обо­рудование и полуфабрикаты высокого качества. М. Портер отметил одну особенность этой детерминанты: чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а «группы», или «кластеры», отраслей, где компании ин­тегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства. Например, в США авто­мобильная промышленность традиционно была сосредо­точена в районе Детройта, Силиконовая долина в Кали­форнии — центр компьютерной промышленности. Также взаимодействие родственных отраслей может положи­тельно повлиять на международную конкурентоспособ­ность.

Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конку­ренция — группа сильно отличающихся друг от друга, но особенно важных для понимания конкурентных преиму­ществ факторов. Цели, способы и стратегии организации фирм существенно различаются в разных странах. Нацио­нальные особенности оказывают влияние на способ ме­неджмента фирм и виды конкуренции. В мире нет уни­версальных систем менеджмента. С недавнего времени отличия в деловой культуре разных стран стали причи­слять к факторам их международной конкурентоспособ­ности. Например, сильно различаются «образы» Герма­нии и Италии на мировом рынке. Италия первенствует в дизайне, в некоторых фрагментированных отраслях (ме­бель, светильники, упаковочные машины, шерстяные ткани, обувь). А Германия лидирует в отраслях с немало­важным техническим компонентом продукции. До недав­него времени начальство, как правило, имело техническое образование. Крайне важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее де­ловой культуре.

Временная перспектива имеет немаловажное значение для международной конкурентоспособности компании, в которой строится деятельность, а это зависит в первую очередь от состава ее инвесторов.

Внутриотраслевую конкуренцию можно назвать ката­лизатором всей системы данных факторов, так как нали­чие «своих» конкурентов намного сильнее стимулирует развитие производства, чем иностранная конкуренция. Внутри страны компании находятся в равных условиях относительно стоимости рабочей силы, сырья, законода­тельства, поэтому им приходится придумывать что-то но­вое.

Также на конкурентоспособность государства может оказать влияние случай. М. Портер в схеме ромба случай­ность (как и государство) обозначил пунктиром. Случай­ными событиями, влияющими на развитие конкурентоспо­собности, могут быть: военные конфликты, политические решения иностранных правительств, изобретения, резкий подъем мирового локального спроса, резкое повышение цен на ресурсы и т. д.

Государство не было включено М. Портером в основ­ные детерминанты ромба. Он считал, что прямое государ­ственное вмешательство негативно влияет на конкурен­тоспособность. Государство играет роль катализатора. Оно не создает конкурентоспособные отрасли. Государ­ство в любом случае должно заставлять компании ставить себе более высокие цели и подниматься на новые, более высокие уровни конкурентоспособности. Но роль госу­дарства, за исключением первых стадий международной конкурентоспособности, должна быть косвенной.

В сфере внешней торговли существует немало про­блем. Одна из важнейших — одновременное обеспечение интересов как национальной экономики в целом, так и от­дельных предприятий и фирм, которые тоже принимают участие в международном обмене. Для изучения этой про­блемы необходимо выяснить, каким же образом некото­рые фирмы конкретных стран получают существенные преимущества перед другими в определенных отраслях. Найти ответ на этот вопрос пытались многие экономисты. Свою теорию выдвинул и М. Портер, американский уче­ный-экономист. Он проанализировал деятельность ком­паний из десяти наиболее развитых в индустриальном плане стран, на которые в сумме приходится почти поло­вина всего мирового экспорта товаров и услуг. Его кон­цепция называется «международная конкурентоспособ­ность наций».

Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными компо­нентами.

1. Факторные условия. М. Портер не ограничивает фак­торы, имеющиеся изначально. Он добавляет и новые, ко­торые могут возникнуть в процессе производства. Напри­мер, внедрение новых технологий при нехватке ресурсов.

2. Условия спроса. Спрос является определяющим ком­понентом для развития фирмы. Речь здесь идет не только о внутреннем спросе, но и о внешнем, так как возможно­сти выхода фирмы на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на фирме. При этом такие возможно­сти фирмы могут определяться не только экономически­ми условиями, но и национальными особенностями. Под­ход М. Портера выдвигает на первый план требования, предъявляемые внутренним рынком для отдельных ком­паний.

3. Состояние отраслей. Это немаловажное условие, так как такие отрасли обеспечивают бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудо­вания и заканчивая различными финансовыми структура­ми и связями с клиентами и поставщиками.

4. Стратегия фирмы, которой она придерживается в дан­ной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в меж­дународной деятельности просто необходима гибкая страте­гия на мировом рынке и соответствующая определенная структура. Стимулом для этого может служить конкуренция на внутреннем рынке. Ее отсутствие отрицательно скажется на эффективности производства и на способности серьез­ного конкурирования с другими фирмами.

Но для каждой страны сочетание этих условий будет своим. И в соответствии с этим М. Портер выделил четы­ре этапа жизненного цикла страны.

1. Этап факторов производства. На этой стадии страны используют конкурентные преимущества, связанные с де­шевой рабочей силой, плодородной землей и т. д.

2. Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной активности государства и фирм данной страны зависит конкурентоспособность национальной экономики. При этом очень важно умение национальных производителей — эффективно использовать и совершенствовать зарубеж­ные технологии. Увеличение объема инвестиций ведет к возникновению более передовых факторов и созданию современной инфраструктуры.

3. Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конку­рировать на мировом уровне. В связи с ростом личных до­ходов населения и внутренней конкуренции, которая играет стимулирующую роль, потребительский спрос ста­новится разнообразнее.

4. Этап богатства. Он характеризуется спадом произ­водства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практиче­ски не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.

Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основ­ные рекомендации для проведения экономической поли­тики этих стран.

Экономикам, находящимся на стадии факторов, он ре­комендует поддерживать внутреннюю макроэкономиче­скую, а также политическую стабильность, достичь высо­кого уровня образования, главенства закона. Также им необходимо создавать и развивать физическую инфра­структуру, открывать рынки и использовать передовые технологии других стран.

Экономикам на стадии инвестиций он советует вклады­вать средства в совершенствование физической инфра­структуры, научные исследования, развитие «кластеров». Кроме того, необходимо создать условия для опережения развития зарубежных технологий и развития мощностей по всей цепочке от добывающих до обрабатывающих отраслей.

Экономикам, находящимся на этапе нововведений, сто­ит уделить внимание дальнейшему развитию «кластеров»; создать сеть исследовательских организаций, что в свою очередь включает не только научные лаборатории, но и подготовку специалистов соответствующего уровня; создавать для фирм такие условия, которые бы благоприят­ствовали развитию новых стратегий и нововведений.

Теория М. Портера была применена на практике такими странами, как США, Австралия, Новая Зеландия. В 1990-х гг. она стала основой государственных рекомендаций для повышения конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру