Маржиналистская теория ценности и ее преимущества

    Маржиналистский подход к теории ценности противопостав­ляется классическому подходу, т. е. цена на товар должна опирать­ся на спрос, а не на издержки. Маржиналисты придавали очень большое значение вкусу и предпочтению потребителей, поэтому первой главной теорией стала теория потребительского выбора. С одной стороны, маржиналисты полагали, что цена — это субъек­тивная оценка товара (кому-то это дорого, кому-то нет), а с дру­гой — очень сложно сравнить стоимость субъективных товаров. И все же главная теория маржиналистов — это теория предельной полезности. Одной из главных проблем, которые изучали маржи- налисты, стала идея о пропорциях обмена товара. Именно эту проблему помогла решить теория предельной полезности.

     

    Альфред Маршалл считал, что сделать это натуральными ве­личинами практически невозможно, но можно косвенно изме­рить все в деньгах и прийти к какому-то соглашению. Он был сто­ронником кардинализма (если сравнить товары по полезности, а затем сложить или вычесть полезность другого товара, то мож­но получить истинную полезность товара).

    В. Парето — оппонент А. Маршалла — отрицал, что человек может измерить полезность каждого товара. По его мнению, мак­симум, на что человек способен, если вообще способен, это рас­положить товары, которые нужны, в списке от самых необходи­мых до не очень нужных. Также он считал, что сложить полезности товара просто невозможно. Его подход принято назы­вать ординализмом.

    Самое главное преимущество маржиналистской революции — универсальность. Классическую теорию издержек было практиче­ски невозможно применить к мировой торговле. Теория предель­ной полезности создала теоретический язык, который возможно применять к другим экономическим теориям и проблемам, а также объяснила пропорции обмена.

    © StrategPlann 2009