Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны

    Доля СССР в мировом промышленном производстве в конце 1930-х — начале 1940-х гг. составляла 10%. СССР занимал первое место в мире по добыче марганцевой руды, производству синте­тического каучука, первое место в Европе и второе место в мире по добыче нефти, по валовой продукции тракторостроения и ма­шиностроения. Одно из ведущих мест в мире и в Европе занимал Советский Союз по выработке электроэнергии, алюминия, вы­плавке стали и чугуна, добыче угля и производству цемента.

    Результатом форсированной индустриализации в стране стало создание мощного угольно-металлургического производства в Кузбассе и на Урале, началось освоение нового нефтедобываю­щего района между Волгой и Уралом, были построены новые же­лезнодорожные магистрали. Сформировались абсолютно новые для страны отрасли — автомобильная, подшипниковая, авиаци­онная и множество других, отсутствие которых затрудняло бы ос­нащение Красной армии военной техникой. Создавались ресур­сы государства и мощные мобилизационные запасы. В 1940 г. создана государственная система профессиональной подготовки молодежи («трудовые резервы»): железнодорожные и ремеслен­ные училища, школы фабрично-заводского обучения.

    Однако общие показатели еще не дают общего представления о состоянии экономики перед войной. Даже по официальным данным, с 1937 г. и до первой половины 1940 г. черная металлур­гия регулярно не выполняла план. За это время сократилось про­изводство в электротехнической и автомобильной промышлен­ности, снизилось производство дорожной техники, тракторов и другой продукции.

    Причинами этого были не только заранее невыполнимые уста­новки на третью пятилетку, но и продолжающиеся репрессии сре­ди инженерно-технических работников, директоров предприятий промышленности. Всеобщая подозрительность вела к тому, что руководители предприятий боялись вводить в производство тех­нологические и технические новинки, которые давали результа­ты не сразу, чтобы их не обвинили во вредительстве. На предприя­тиях преуспевала штурмовщина, когда план месяца выполнялся в последние 10—12 дней, так как в первую половину месяца не было полуфабрикатов и сырья для нормальной работы. Виноваты здесь были не столько отдельные люди, сколько сама командная система.

    В Европе началась война и руководство СССР стало прояв­лять больший интерес к нуждам вооруженных сил. Перед самым началом войны закончился переход к единой кадровой системе комплектования войск.

    Большие трудности имелись в техническом оснащении ар­мии. До середины 1930-х гг. часто пользовались еще дореволюци­онным оружием, а также оружием иностранного производства. Начавшееся в годы первых пятилеток переоснащение армии шло крайне медленно. Советская промышленность задерживала вве­дение в серийное производство новых видов танков, самолетов, артиллерии.

    Однако техническая оснащенность Красной армии постепен­но повышалась. К середине 1941 г. у западных границ размеща­лось более половины всей советской авиации, к тому же здесь на­ходились самые боеспособные части и соединения. Авиационные силы Советского Союза превышали силы противника более чем в 2 раза.

    Еще более заметное различие было в танковых силах. У со­ветских танков имелись более мощные пушки, они развивали более высокую скорость. Большие преимущества были и у со­ветской артиллерии. Германские войска заметно превосходили советские только в оснащении автомашинами и автоматиче­ским оружием.

    К середине 1941 г. в западных военных округах располагалось более половины всех средств и сил Красной армии. При правиль­ной подготовке и организации они могли бы отразить наступле­ние врага, но этого не случилось. И причина здесь не только во внезапном нападении, потому что оно не было таковым, его ожи­дали. Сильнейший урон боевой готовности Красной армии нанес­ли репрессии среди офицеров среднего и высшего командного состава.

    © StrategPlann 2009