Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы.

    Испытывая нарастающие трудности в экономике, руковод­ство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР. Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление новых поли­тических сил, грозивших в дальнейшем подорвать монополию КПСС на власть.

    На первом этапе целью политического преобразования было укрепление руководящей роли КПСС в стране с помощью ожив­ления Советов, установление в советской системе разделения властей и элементов парламентаризма.

    Появляется новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республи­канские съезды. Выборы депутатов проходили в 1989—1990 гг. альтернативно. Из народных депутатов сформировали постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводилась новая должность — председатель Совета (от Верховного до рай­онного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генераль­ный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председа­телем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

    Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность». Это было контролируемое властью смягчение цензу­ры над средствами массовой информации, устранение «спецхра­нов» в библиотеках, печатание ранее запрещенных книг и т. п. Началась деятельность по реабилитации жертв репрессий.

    Резко усилился процесс образования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских.

    В республиках появляются массовые движения и партии на­циональной (а часто и националистической) ориентации. В При­балтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верховных Советах. В ряде крупных городов Рос­сии также возникли аналогичные общественно-политические об­разования, различные по составу и целям.

    Большинство новых политических партий и движений откры­то заняло антикоммунистические и антисоциалистические пози­ции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жиз­ненного уровня.

    Кризис охватывает и КПСС. В ней наметились три основных течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксаль­но-традиционалистское. Происходит массовый отток из компар­тии. В 1989—1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заяви­ли о своем выходе из КПСС.

    В стране начинают складываться новые центры реальной вла­сти. Это были республиканские съезды народных депутатов и Верховных Советов, где происходило блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парла­менты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.

    Весной и летом 1990 г. союзные республики приняли деклара­ции о государственном суверенитете, устанавливавшие приори­тет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции.

    На протяжении десятилетий центр систематически перекачи­вал материальные и финансовые ресурсы из России в нацио­нальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким по сравнению со всей страной уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, у руководства СССР так и не получилось снять напряженные отношения между нациями. Большую роль здесь сыграли и слишком сильный централизм в управлении, и указа­ния союзных органов, что надо делать в области использования природных ресурсов, демографического, социального и эконо­мического развития республик без должного учета их собствен­ных интересов, и многочисленные факты неуважения нацио­нальной культуры, языка, обычаев. Казалось, что все было спокойно, говорились речи о дружбе народов, а на самом деле не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разно­гласий.

    Коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве на­ций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государ­ство — СССР — во всех конституциях, начиная с 1924 г., офици­ально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом свобод­ного выхода из него. В республиках органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: зако­нодательные, исполнительные, судебные, министерства и т. д.

    Во время дальнейшего ослабления КПСС все эти конституци­онные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международ­но-юридический фон для его развала.

    В таких условиях горбачевская администрация, теряя инициа­тиву, перешла весной 1990 г. ко второму этапу политических ре­форм. Постепенно они распространились и на сферу государ­ственного устройства СССР. Отличительными чертами этого этапа были:

    1) признание постфактум сдвигов в общественных настрое­ниях, в действительной расстановке политических сил и их за­конодательное оформление;

    2) отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и стремление перестроить партию по образцу западной социал-демократии с целью найти поддержку у коммунистов- реформаторов; эта программа была разработана генсеком и его единомышленниками, ее одобрили, но она так и не про­водилась в жизнь;

    3) введение новой высшей государственной должности — Президента СССР и сосредоточение властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских струк­тур, терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе; в марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева; 4) прямые переговоры Президента СССР с руководствами республик о заключении нового Союзного договора.

    © StrategPlann 2009