Социальная утопия Томаса Мора

    Томас Мор (1478—1535) — английский мыслитель, политиче­ский и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведе­ния «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произ­ведения «Утопия» (1515—1516). Его сочинение «Утопия» поло­жило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Воз­можно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отри­цал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день.

    В идеальном государстве не должно быть де­нег. По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-ни­будь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все са­мое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они жи­вут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, раз­вивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

    Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все в одних и тех же больницах и кушают вместе в общественных сто­ловых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь над­смотрщики, которые смотрят за соблюдением законов острова.

    Томаса Мора можно назвать как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал гово­рят о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на вы­соте и в почете. Как только он не захотел подчиниться коро­лю-тирану, был тут же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребы­вания в Тауэре) посредством ложных обвинений и заговоров. Там он оказался за то, что осознал, как тяжело живется крестьянам и рабочим на фоне праздной жизни при дворе его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот — расплата за его доброту и понимание остроты насущных проблем своего време­ни. Возможно, не все труды его изучены так досконально, как «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произве­дений. Ничто так не помогает понять будущее, как скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической теории или совершенно идеального государства.

    © StrategPlann 2009