Метод частичного равновесия Альфреда Маршалла

    Если изучать методы исследований, которыми пользовался Маршалл, то следует остановиться на методе частичного равнове­сия. Альфред Маршалл исследовал рынок конкретного блага от­дельно, для того чтобы исследовать равновесие, а не все взаимо­связанные рынки. Чтобы определить факторы, которые могут влиять на величину спроса и предложения на рынке какого-то определенного блага, кроме цены, Маршалл предложил вклю­чить в данный анализ другие показатели.

    К таковым показателям он относил следующие:

    1) цены ресурсов, которые потребуются для производства;

    2) цены на товары, которые способны заменить данный товар;

    3) цены на дополнительные товары;

    4) доход потребителей;

    5) вкусы, желания, потребности покупателей, причем как нынешних, так и будущих.

    Хотя существуют и другие косвенные факторы, которые могут влиять на цену товара, Маршалл посчитал возможным принять их за одинаковые. По его словам, это самый оптимальный подход для практики. Но он также считал, что существует всеобщая взаи­мозависимость рынков. В своей работе Маршалл в одном из за­мечаний разбирает проблему цены факторов производства, кото­рую он исследует при помощи системы общего равновесия. Поскольку эта система достаточно абстрагированная, Маршалл не оставил ее в самой работе. Метод частичного равновесия дал возможность решить многие из экономических проблем того времени, которые касались совершенно разных частей экономи­ческой теории в целом.

    Сердцем его произведения «Принципы экономической нау­ки» является пятый том. Он называется «Общие отношения спро­са, предложения и ценности» («Общие отношения спроса, пред­ложения и стоимости»). В этом томе Маршалл описывает то, что он считает основами теоретического анализа равновесия рынка. Третий и четвертый тома описывают теорию спроса и предложе­ния. Шестой, завершающий, том — это трактат по поводу вопро­сов функционального распределения доходов. Он также затраги­вает вопросы, которые касаются процентов, ренты, зарплаты, прибыли. Первый и второй тома и Приложения A—D — это, соб­ственно, введение в его работу.

    © StrategPlann 2009