Инвестиционный кризис в России

    Из сказанного ранее вытекает, что инвестиции представ­ляют собой особую экономическую категорию расширенного воспроизводства. Они играют важную роль в осуществлении структурных сдвигов в экономике и организации на макро­уровне народнохозяйственных пропорций, адекватных рыночным формам хозяйствования.

    При становлении национальной экономики в инвести­ционной деятельности имеется ряд крайне важных общих закономерностей, которые рождают общие черты, обуслов­ленные формированием национального рынка, изменением экономических приоритетов, стремлением к интеграции эко­номики в мировое хозяйство. В связи с этим инвестиционный процесс рассматривается как итог взаимодействия этих фак­торов. В России в настоящее время сложилась кризисная ситуа­ция, которая фактически затормозила инвестиционный про­цесс как на микро-, так и макроуровне.

    Проявилось это в абсолютном уменьшении объема капи­тальных вложений и нарушении структуры источников их фор­мирования, быстром снижении реального производственного накопления.

    В первую очередь поиск путей экономической стабилиза­ции предполагает активизацию инвестиционной деятельно­сти, которая должна быть ориентирована на коренные преоб­разования структуры.

    Это касается такой основной пропорции воспроизводства, как соотношение между фондами накопления и потребления в составе национального дохода.

    Исходя из фактических данных можно сказать, что сегод­няшний спад в экономике произвел значительное увеличение нормы накопления, но это ошибочный вывод, потому что к накоплению отнесены огромные резервы готовой нереали­зованной продукции.

    Реальное накопление средств производства имеет тенден­цию к непрерывному снижению, что отрицательно сказывает­ся на уровне потребления населения и производстве.

    Поэтому стабильность национальной экономики неизбеж­но будет сопровождаться увеличением нормы реального про­изводственного накопления.

    Убедительно свидетельствует об этом и опыт прочих стран, переживших аналогичные экономические потрясения.

    Жизненный опыт и мировая практика показывают, что существенное увеличение благосостояния достигается с по­мощью достаточно высокого уровня и больших темпах роста национального дохода.

    Но для поддержания на достаточно высоком уровне нормы производственного накопления нужны определенные усло­вия, а именно: высокий или поэтапно растущий уровень эффек­тивности производства.

    Поэтому важной особенностью современной стратегии инве­стиций должно стать увеличение эффективности националь­ной экономики, которая бы смогла расширить границы нако­пления, приостановить снижение, а потом и стабилизировать норму производственного накопления.

    Часть фонда накопления в национальном доходе постоянно должна устанавливаться на таком уровне, который эффектив­но может освоить экономика и который вместе с тем позволял бы осуществить на данный момент наивысший уровень достижений научно-технической революции.

    Организация более прогрессивного типа инвестиций соз­дает необходимость совершенствования в основном произ­водстве структуры капитальных вложений, социальную и про­изводственную инфраструктуры.

    Из оценки инвестиционной деятельности в области про­изводства вытекает такой вывод: переориентация опреде­ленных ресурсов на развитие отраслей, удовлетворяющих потребности населения, должна стать целью инвестицион­ных программ.

    При этом необходимо в состав приоритетных направлений включить и отрасли социальной инфраструктуры.

    Оценка также показывает, что в настоящее время капи­тальные вложения главным образом формируются в области основного производства. На эффективности производствен­ной деятельности негативно сказывается отсутствие развитой сферы услуг. Поэтому инвестиционная стратегия в наше время должна быть сориентирована на удовлетворение потребностей в первую очередь тех отраслей, которые обслуживают и допол­няют основное производство.

    В последние годы произошло быстрое сокращение издер­жек на социально-культурные потребности, на науку и науч­ное обслуживание, что привело к конечному упадку данной сферы.

    Целесообразным представляется при определении приори­тетов капитальных вложений в основное производство, социальную и производственную инфраструктуры исходить из главного критерия — показателя эффективности инвестиций.

    Но при этом нужно разработать способы учета создаваемо­го продукта в сферах нематериального и материального про­изводства.

    Глобальные пропорции народного хозяйства формируются на базе определенной отраслевой структуры инвестиций.

    Сырьевые отрасли занимают высокий удельный вес.

    В настоящий период задача заключается в том, чтобы из про­межуточного продукта изготавливать больше предметов потре­бления и готовых средств труда.

    Анализ показал, что в последнее время значительная часть инвестиционных ресурсов вкладывается в промышленность. Также наблюдается значительное ослабление инвестиционной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как стро­ительство и сельское хозяйство. В основном в условиях эконо­мического роста отраслевая инвестиционная структура должна изменяться так, чтобы в ней увеличивалась доля тех отраслей, где большая капиталоотдача.

    На основе этого показателя можно сделать вывод, что наи­более приоритетным направлением государственной инвестиционной политики должна стать некоторая переориентация капиталовложений в пользу сельского хозяйства и инвести­ционных отраслей.

    Это является общим выводом, так как внутри каждой отрас­ли имеются свои подотрасли и различные организации с нео­динаковой эффективностью производства, из-за этого прио­ритетное развитие самых прогрессивных из них может оказать решающее действие на благосостояние экономической ситуа­ции во всей отрасли.

    Нельзя считать оптимальной отраслевую структуру ин­вестиций, так как она воспроизводит далеко не совершенную отраслевую структуру экономики в целом.

    Чтобы преодолеть подобное положение, важное значение имеет развитие рыночных отношений, расширение частного предпринимательства, например в области производственной и финансовой инфраструктур, в сфере оказания услуг потре­бительского и производственного характера, приватизации организаций бытового обслуживания и инвестирования отра­слей рыночных форм этих сфер.

    Из проведенного анализа следует, что главными направле­ниями увеличения эффективности инвестиционной деятель­ности в настоящий период и в ближайшее время будут:

    • улучшение структуры воспроизводства капиталовложе­ний, увеличение удельного веса затрат на техническое пере­вооружение и реконструкцию действующих организаций за счет сокращения удельного веса нового строительства в сфере производства;
    • усовершенствование технологической структуры капи­таловложений, повышение в их составе удельного веса обо­рудования и уменьшение, соответственно, строительно-монтажных работ;
    • изменение отраслевой структуры капиталовложений с точки зрения определенного увеличения жизненного уровня населения в пользу отраслей, вырабатывающих про­дукты питания и товары личного потребления (перераба­тывающие отрасли, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность), сфера обслуживания;
    • повышение объемов капитальных вложений на построй­ку комфортного жилья и иных объектов медицинского обеспечения и общественного пользования; сбалансиро­ванность инвестиционного цикла;
    • особое обеспечение капитальными вложениями прогрес­сивных направлений научно-технического прогресса, спо­собствующих сокращению ресурсоемкости производства и росту качества продукции.

    Бесспорно, что в современных условиях Законом «Об ино­странных инвестициях в РСФСР» пользоваться практически невозможно: он устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного процесса старения, его непри­годность является следствием позднейших корректировок.

    Характерно, что за все время существования Закона ни одна из них не была осуществлена подобающим образом, т. е. в виде законодательно оформленных «поправок и дополнений к Закону», что является обычной процедурой в государствах с высокой юридической культурой.

    Отечественная система «модернизации» основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных.

    Кстати, многие из этих поправок не имеют обязатель­ных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Мин­юста РФ, а следовательно, и экспертной оценки.

    Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, «отменяют» положения Закона — докумен­та высшего юридического ранга.

    На необходимость ликвидации такой практики указывает­ся постоянно; тем не менее она продолжается, чему свиде­тельством являются указанные документы.

    Между тем в Государственной думе вот уже третий год «гуля­ют» несколько новых вариантов закона об иностранных инве­стициях в России, в том числе вариант, который имеет условное название «Поправки к Закону "Об иностранных инвестициях 1991 года"».

    Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками», стрем­лением наполнить бюджет любой ценой смысл выпущенных документов очевиден. Но дело в том, что указанные постанов­ления и материалы ГГК РФ выпущены, как представляется, не в лучшие для совместного предпринимательства времена.

    Бюрократия в крайней степени, все мыслимые формы вымо­гательства сделали зарубежных инвесторов еще более зависи­мыми от чисто субъективных факторов и, следовательно, еще менее заинтересованными во взаимном сотрудничестве. Дру­гой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечествен­ной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и огра­ничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики.

    Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, нес­мотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инве­стирования, обнаружить опасность для российской экономи­ки, во всяком случае с этой стороны, будет сложно.

    Изучая опыт стран, где разные формы коллективного инвестирования продемонстрировали собственные преиму­щества наглядно, можно сделать ряд выводов.

    От реализации коллективных инвестиций в России прежде всего выигрывает население, поскольку с помощью них уве­личится приток капитальных вложений в экономику, это соз­даст благоприятные условия экономическому росту.

    Увеличатся налоговые поступления, а как следствие — улуч­шится финансирование бюджетных организаций и социальных программ. Вырастет спрос на государственные ценные бумаги с одновременным снижением цен заимствования.

    Помимо этого, расширяются возможности граждан приум­ножать и сохранять собственные сбережения.

    Многообразие возможностей удовлетворения инвести­ционных потребностей населения само по себе может защи­тить их интересы и увеличить доверие к рыночной экономике.

    На развитие экономики страны положительно скажется и обострение конкуренции у коллективных инвесторов и коммерческих банков за средства населения — финансовые ресур­сы будут доступнее предприятиям.

    А в этом случае, как ожидается, произойдет повышение цен на акции организаций, пользу от этого получат не банки, а большое число собственников-акционеров. Что необходимо для того, чтобы все эти возможности коллективных инвести­ций в полной мере осуществлялись в России? В первую оче­редь в стране необходимо улучшение социально-экономиче­ской ситуации, и впоследствии — развитие рынка финансов.

    Для коллективного инвестирования государству надо забо­титься о расширении спектра объектов, в частности о расши­рении рынка корпоративных ценных бумаг.

    Необходимо принять законодательство, которого не хва­тает и в котором в полной мере учитываются современные реалии, унифицированные требования к действиям любой формы коллективного инвестирования, защищаются интере­сы и права инвесторов, обеспечивается надежность вложений.

    Требуется отказаться от двойного налогообложения корпо­ративных бумаг.

    Однако даже при реализации всех этих условий необходи­мо некоторое время, чтобы выработался профессионализм управляющих фирм, их способность ориентироваться на рынке финансов.

    Чтобы успела поступить выручка от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кре­дитных потребительских кооперативов.

    Чтобы и в России проявились достоинства взаимного, пере­крестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда.

    Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесто­ров как внутри каждой формы коллективного инвестирова­ния, так и между формами, а также между ними и банками.

    Привлечение в больших размерах иностранных и националь­ных инвестиций в экономику России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально ориентированно­го, цивилизованного общества, которое характеризуется высо­ким качеством уровня жизни населения, в основе которого находится смешанная экономика, которая предполагает не толь­ко эффективное совместное функционирование разных форм собственности, но и интернационализацию рабочей силы, рынка товаров, капитала.

    В Россию иностранный капитал может принести достиже­ния научно-технического прогресса и опыт передового управ­ления. Следовательно, привлечение иностранного капитала и включение России в мировое хозяйство — необходимое усло­вие для построения в стране современного гражданского общества.

    Вовлечение иностранного капитала в материальное произ­водство более выгодно, чем взятие кредитов для покупки нуж­ных товаров.

    Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и толь­ко увеличивают государственные долги.

    Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества, приостановления спада про­изводства.

    Надо иметь в виду, что интересы общества России с одной стороны, а с другой иностранных инвесторов, непосредствен­но не совпадают.

    Интересы России в обновлении производственного потен­циала, пополнении потребительского рынка недорогими и высо­кокачественными товарами, развитии и структурной перестрой­ке своего потенциала экспорта, осуществлении антиимпортной политики, в привнесении в российское общество западной управленческой культуры.

    Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения дохода за счет обширного российского внутреннего рынка, ее природных ресурсов, дешевой и квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической бес­печности.

    Поэтому перед Россией стоит сложная и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный капитал, направ­ляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стиму­лов. При привлечении иностранного капитала нельзя допу­скать дискриминации национальных инвесторов.

    Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых не имеют россий­ские, занятые в той же сфере деятельности.

    Исходя из опыта эта мера практически не оказывает влия­ния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечествен­ных производств компаний с формальным участием иностран­цев, претендующих на налоговые льготы.

    Необходимо стремиться создать благоприятный инвести­ционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъя­тий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерче­ских рисков.

    © StrategPlann 2009