Процесс и функции управления

    Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, на­зываются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.

    Функции управления - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управ­ленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обо­собление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

    Содержание действий и функций, осуществляемых в про­цессе управления, зависит от типа организации (административ­ная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руковод­ства, средний или нижний), от роли внутри организации (произ­водство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других фак­торов.

    Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Так, почти сто лет назад А. Файоль выделил шесть основных видов деятельности, или операций, в организации производства и управления предприятием, которые приходится выполнять управленческому персоналу:

    - технические;

    - коммерческие;

    - финансовые;

    - защитные (по охране);

    - бухгалтерские (счетные);

    - административные.

    К числу административных операций, по А. Файолю, отно­сятся следующие пять:

    - предвидение (прогноз и составление программы дейст­вий);

    - организация (создание двойного организма фирмы - ма­териального и социального);

    - распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);

    - согласование (или координация, т. е. правильное сочета­ние всех действий и усилий);

    - контроль исполнения.

    В современных работах по теории менеджмента вместо ус­таревшего понятия "административные операции" предпочитают говорить о функциях управления.

    Современные исследователи разработали несколько иной перечень управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, прогнозирование, информирование, коопери­рование, воспитание, несение ответственности, управление пер­соналом, "паблик рилейшнз", представительство, ведение перего­воров или заключение сделок и другие. Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.

    Многие авторы выделяют из всей совокупности функций управления те функции, которые:

    - являются составными частями любого процесса управ­ления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации;

    - не зависят от объекта, так как применимы к любым со­циально-экономическим системам и процессам.

    В связи с этим данные функции управления называют об­щими.

    Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:

    • планирование (выбор целей и план действий по их дос­тижении);
    • организация (распределение задач между подразделе­ниями или работниками и установление взаимодействия между ними);
    • мотивация (стимулирование исполнителей к осуществ­лению запланированных действий и достижению поставленных целей);
    • контроль (соотнесение реально достигаемых или дос­тигнутых результатов с запланированными);
    • координация (обеспечивает соответствие и согласован­ность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

    Следует заметить, что перечисленные общие функции управ­ления весьма близки к административным операциям А. Файоля.

    Указанные общие функции управления объединены связую­щими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диа­граммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 3.1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от пла­нирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работаю­щих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспе­чивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

    Рассмотрим последовательно содержание каждой из основ­ных функций управления.

    3.1

    Рис. 3.1. Схема процесса управления

    1. Планирование

    Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими мето­дами, сообразуясь со временем и пространством.

    Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулирован­ных планов в значительной мере зависит качество управления.

    Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

    - где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в ос­новных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

    - куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оцени­вая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

    - как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.

    Планирование можно классифицировать по следующим признакам:

    - по степени охвата;

    - по предмету планирования;

    - по сфере функционирования;

    - по срокам;

    - по содержанию планирования и т. д.

    Основные задачи планирования деятельности организации:

    - выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;

    - обеспечение устойчивости функционирования и разви­тия организации;

    - формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

    - комплексное обеспечение выполнения планов;

    - формирование организационно-технических и социаль­но-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

    - координация выполнения планов по заданиям, исполни­телям, ресурсам, срокам и качеству;

    - стимулирование выполнения планов.

    К главным принципам планирования относятся все науч­ные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интегра­ционный, маркетинговый, функциональный, динамический, вос­производственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюде­ние является обязательным условием разработки обоснованного плана.

    К дополнительным принципам планирования относятся:

    - ранжирование объектов по их важности;

    - точность;

    - сбалансированность плана;

    - гибкость;

    - вариантность плана;

    - непрерывность;

    - экономическая обоснованность показателей;

    - преемственность стратегического и текущего планов;

    - единство (означает связь планируемого звена с органи­зацией в целом);

    - автоматизация планирования;

    - согласованность плана с параметрами внешней среды;

    - участие (тех, кого план непосредственно затрагивает);

    - социальная ориентация плана;

    - обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

    Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соот­ветственно, планирование включает:

    • анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
    • установление целей и задач;
    • разработку стратегий, программ и планов для достиже­ния целей;
    • оценку альтернативных вариантов плана;
    • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
    • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

    В целом функция планирования осуществляется в совре­менных организациях на двух уровнях: стратегическом и опера­тивном. Стратегическое управление и планирование будет рас­смотрено в 4-й главе.

    Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направле­нию деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капиталь­ных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детали­зирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

    Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана, В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности россий­ской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев).

    Бизнес-план разрабатывается в следующих основных слу­чаях:

    - при освоении новых сфер деятельности организации;

    - при создании новых видов бизнеса;

    - при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;

    - при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) прива­тизируемых предприятий);

    - при открытии организаций;

    - при внедрении новых продуктов;

    - при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.

    Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкла­дывать деньги в бизнес, должны знакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обращать внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

    Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с ко­торым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.

    Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует:

    • ставить реальные цели;
    • показывать пути их достижения;
    • определять необходимые ресурсы.

    Разделами бизнес-плана являются:

    1) краткое содержание;

    2)  историческая справка;

    3)  основные продукты и/или услуги;

    4)  анализ рынка и маркетинг;

    5) производство;

    6) управление;

    7) организация и персонал;

    8) собственность;

    9) финансовый анализ;

    1. 10) риски и доходы;

    11) задачи и основные этапы;

    12) приложения.

    Размеры бизнес-плана определяются его целью и предпола­гаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.

    2. Организация

    Следующей функцией процесса управления является орга­низация. Задачи ее:

    - деление организации на части и делегирование выпол­нения общей управленческой задачи путем распределения ответ­ственности и полномочий;

    - формирование организационной структуры организа­ции, налаживание взаимодействия ее элементов;

    - создание условий для формирования определенной ор­ганизационной культуры организации;

    - организация выполнения принятых решений;

    - текущая организация производственного, торгового и иных процессов;

    - обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;

    - преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (тех­ническое перевооружение, реконструкция предприятия и т. д.).

    При этом важное значение имеет рациональная организа­ция управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в каче­стве предмета труда выступают управленческое решение, инфор­мация, документы. Если операция направлена на изменение па­раметров предмета труда, то процесс является основным. К об­служивающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - опе­рации, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

    Основными условиями рациональной организации управ­ленческих процессов являются:

    • пропорциональность;
    • непрерывность;
    • наличие целей;
    • эластичность действий;
    • устойчивость;
    • разделение труда;
    • кооперация труда;
    • соблюдение норм управляемости;
    • делегирование обязанностей и полномочий;
    • параллельность;
    • прямоточность (информационных потоков);
    • ритмичность;
    • концентрация однородных предметов труда в одном месте;
    • гибкость процессов.

    Так, при пропорциональности достигается равная пропуск­ная способность разных рабочих мест одного процесса, сораз­мерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т. д.; при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности - равно­мерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т. д.

    Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных про­цессов.

    Важное условие рациональной организации управления - делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут принимать решения в порученных им областях.

    Делегирование означает передачу задач и прав на приня­тие решений лицу, которое принимает на себя обязанность по их выполнению. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления.

    Процесс делегирования полномочий включает следующие действия:

    - определение отдельных результатов;

    - определение обязанностей;

    - делегирование необходимых полномочий и возложение обязанностей по достижению необходимых результатов.

    Следует заметить, что понятие "организация" (в рассмат­риваемом смысле) имеет противоположное ему по содержанию понятие "дезорганизация", которое означает переход от "поряд­ка" к "беспорядку", от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня. Дезорганизация - это тоже организация, но со знаком минус. Она "страшна" для существующей систе­мы. Для нее дезорганизация - угроза, "болезнь", упадок. Лишь для реорганизуемой организации (системы) дезорганизация по­зитивна.

    3. Мотивация

    Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo - двигаю) - про­цесс побуждения себя и других людей к деятельности для дости­жения целей организации и личных целей.

    Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служи­ли хлыст и угрозы, для избранных - награды.

    До XX в. было распространено мнение, что люди будут ра­ботать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Считалось, что мотивация в основном заключается в предложении соответствующих денежных вознаграждений в об­мен на прилагаемые усилия. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода и по­казали, что мотивация является результатом сложной совокупно­сти потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, ру­ководителю следует определить их потребности, которые удовле­творяются через хорошую работу.

    Методы управленческой мотивации можно разделить на: методы экономической мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

    методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;

    методы психологической мотивации - ощущение собствен­ной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;

    методы властной мотивации - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.;

    социально-психологические методы - повышение социаль­ной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.;

    методы моральной мотивации - личное или публичное при­знание, похвала и критика;

    метод проектирования и перепроектирования (обогащения)

    работ;

    метод вовлечения сотрудника в управление; методы изучения мотивации и мотивов - эксперименталь­ные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч. Мотивацию можно рассматривать двояко, как:

    - определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, пове­дения человека и группы;

    - процесс, начинающийся с физиологической или психо­логической нехватки или потребности, которая активизирует по­ведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения.

    При этом процесс мотивации можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:

    - возникновение потребности;

    - поиск путей устранения потребности;

    - определение целей (направления) действия;

    - осуществление действия по удовлетворению потребно­сти;

    - получение вознаграждения за осуществление действия;

    - удовлетворение, устранение потребности.

    Мотивы - это то, что вызывает определенные действия че­ловека и находится "внутри" него, их можно классифицировать по следующим основаниям:

    • по видам активности;
    • по времени проявления;
    • по видам потребностей человека;
    • по установкам личности;
    • по структуре;
    • по функциям;
    • по ведущему мотиватору.

    Процесс мотивации объясняют прежде всего содержа­тельные теории мотивации. В них выявляются основные потреб­ности, побуждающие людей к действию, особенно при определе­нии объема и содержания работы. При разработке концепций мо­тивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герц- берга и Д. МакКлелланда.

    По теории американского психолога А. Маслоу (1908- 1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерар­хической структуры (рис. 3.2). Он считал, что потребности ниж­них уровней влияют на поведение человека прежде, чем потреб­ности более высоких уровней. В каждый конкретный момент че­ловек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность следую­щего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении че­ловека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.

    3.2

    Рис. 3.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

    Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе.

    Потребности в безопасности и защищенности подразуме­вают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологи­ческие потребности будут удовлетворены в будущем.

    Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    Потребности в признании и самоутверждении подразуме­вают самоуважение (личные достижения, компетентность), ува­жение со стороны окружающих.

    Потребности самовыражения - это потребности в реализа­ции своих потенциальных возможностей.

    Практические выводы из концепции Маслоу:

    - потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);

    - чем выше уровень потребностей, тем для меньшего чис­ла людей они являются мотивами к активной деятельности;

    - неудовлетворенные потребности стимулируют работни­ков, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;

    - удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

    Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь по­казала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

    Во-первых, потребности по-разному проявляются в зави­симости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст и т. д.).

    Во-вторых, не всегда имеет место жесткое следование од­ной группы потребностей за другой, как это представлено в "пи­рамиде" Маслоу.

    В-третьих, удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является по­требность самовыражения, которая может не ослаблять, а, напро­тив, усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовле­творения. Практика показывает, что и потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения.

    В развитие теории А. Маслоу, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури предложили методы удовлетворения потребностей выс­ших уровней работников на предприятии, а именно:

    социальные потребности:

    1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

    2. Создавать на рабочих местах дух единой команды.

    3. Проводить с подчиненными периодические совещания.

    4. Не стараться разрушать возникшие неформальные груп­пы, если они не наносят организации реального ущерба.

    5. Создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;

    потребности в уважении:

    1. Предлагать подчиненным более содержательную работу.

    2. Обеспечить им положительную обратную связь с достиг­нутыми результатами.

    3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчинен­ными результаты.

    4. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выра­ботке решений.

    5. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия.

    6. Продвигать подчиненных по служебной лестнице.

    7. Обеспечивать обучение и переподготовку, которые по­вышают уровень компетентности;

    потребности в самовыражении:

    1.  Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их по­тенциал.

    2. Давать подчиненным сложную и важную работу, тре­бующую от них полной отдачи.

    3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие спо­собности.

    В теории приобретенных потребностей МакКлелланда рас­сматриваются три потребности, мотивирующие человека:

    • потребность достижения, проявляющаяся в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше;
    • потребность соучастия, проявляющаяся в виде стрем­ления к дружеским отношениям с окружающими, получения от них поддержки. Для ее удовлетворения обладателям ее необхо­димы постоянные широкие контакты, обеспеченность информа­цией и пр.;
    • потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т. п.), состоящая в стремлении контролировать дейст­вия людей, ресурсы, оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.

    При этом подчеркивается, что в настоящее время особенно важны эти потребности высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены (в развитых странах).

    Причем потребности достижения, соучастия и властвова­ния в этой концепции не исключают друг друга и не расположе­ны иерархически, как это было представлено в концепции Мас­лоу. Более того, проявление влияния этих потребностей на пове­дение человека сильно зависит от их взаимовлияния.

    Лица с высокой мотивацией властвования могут быть под­разделены на две в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую составляют те, кто стремится к власти ради вла­ствования. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения группо­вых задач.

    МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

    Теория двух факторов Фредерика Герцберга гласит, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовле­творенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами, т. е. к примеру факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении приво­дили к увеличению удовлетворенности.

    Процесс "удовлетворенность - отсутствие удовлетворенно­сти" в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т. е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека. Их называют мотивирующи­ми и рассматривают как самостоятельную группу потребностей, которую обобщенно называют группой потребностей в росте. К ней относят: достижение, признание, ответственность, продви­жение, саму работу, возможность роста.

    Процесс "неудовлетворенность - отсутствие неудовлетво­ренности" определяется влиянием факторов, в основном связан­ных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внеш­ние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство не­удовлетворенности. В то же время наличие их не обязательно вы­зывает состояние удовлетворенности, т. е. они не играют мотиви­рующей роли. Их называют факторами "здоровья". Они могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устране­нии трудностей, желаний и проблем. К этим факторам относятся: заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте, рас­порядок и режим работы, контроль со стороны руковод­ства, отношения с коллегами и подчиненными.

    Следовательно, при наличии у работников чувства неудов­летворенности менеджер должен обращать первостепенное вни­мание на факторы, которые ее вызывают, и делать все для ее уст­ранения. В дальнейшем менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких резуль­татов труда через достижение работниками удовлетворенности.

    Кроме указанных содержательных теорий мотивации суще­ствуют также процессуальные теории. Они говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно мотивировать людей на достижение желаемых результатов. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных послед­ствий выбранного им типа поведения.

    Признание получили следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория равенства, модель мотивации Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления.

    Согласно теории ожиданий наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действи­тельно приведет к удовлетворению или приобретению желаемо­го. В этой теории система мотивации строится на количествен­ных взаимосвязях между входом системы - затратами труда и ее выходом - степенью удовлетворенности вознаграждением за вложенный труд. Например, исполнитель, повысив интенсив­ность своего труда на 20%, должен быть уверен в том, что сте­пень удовлетворения вознаграждением от повышения интенсив­ности труда повысится не менее чем на 20%. Задача менеджмента при этом сводится к разработке количественно обоснованной системы мотивации роста производительности или качества тру­да исполнителя.

    Основная идея теории равенства, основателем которой яв­ляется Стейси Адаме, состоит в том, что в процессе работы чело­век сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как бы­ли оценены действия других. И в зависимости от того, удовле­творен ли он своей сравнительной оценкой, человек изменяет свое поведение.

    Человек испытывает чувство удовлетворенности, если со­блюдается равенство, поэтому стремится к его поддержанию.

    Если индивид считает, что вознагражден недостаточно или излишне, у него возникает чувство неудовлетворенности (во втором случае это чувство менее выражено), он теряет мо­тивацию.

    Адаме выделяет шесть возможных реакций человека на со­стояние неравенства:

    - человек может решить для себя, что надо сократить за­траты труда;

    - индивид может предпринять попытку увеличить возна­граждение, требовать повешения заработной платы или другого;

    - человек может провести переоценку своих возможно­стей, решить, что неверно думал о своих способностях. При этом понижается уровень уверенности, он решает, что незачем увели­чивать старания, так как то, что он получает, отражает его воз­можности;

    - индивид может попытаться повлиять на организацию и сравниваемых лиц с целью заставить их увеличить затраты труда либо добиться уменьшения их вознаграждения;

    - человек может изменить для себя объект сравнения, ре­шив, что лицо, с которым он сравнивается, находится в особых условиях;

    - человек может перейти в другое подразделение или ор­ганизацию.

    Следовательно, руководству следует обеспечить широкий доступ людей к информации о том, кто, за что и какое получает вознаграждение. Важно, чтобы существовала ясная система опла­ты труда.

    Кроме того, люди ориентируются на комплексную оценку труда. Оплата играет большую роль, но далеко не единственную.

    Руководству необходимо учитывать, что восприятие равен­ства и справедливости носит субъективный характер, поэтому следует проводить исследования, выясняя, как оценивается воз­награждение работниками, считают ли они его справедливым.

    Модель мотивации Портера-Лоулера основана на теориях ожиданий и равенства. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и особенностей человека, осознания им своей роли в процессе тру­да. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.

    Концепция партисипативного управления основывается на следующем: если человек принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то получает от этого удовле­творение и работает с большей отдачей, более качественно и про­изводительно, так как:

    - это дает работнику доступ к принятию решений по во­просам, связанным с его работой в организации, тем самым моти­вирует его к лучшему выполнению работы;

    - это приводит к большему вкладу работника в жизнь ор­ганизации посредством более полного задействования человече­ских ресурсов;

    - у работников появляется чувство собственника, повы­шается мотивация, они лучше выполняют принимаемые ими же решения;

    - создается атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и производитель­ность.

    Таким образом, концепцию партисипативного управления нельзя связывать только с процессом мотивации, ее следует рас­сматривать как один из подходов к управлению человеком в ор­ганизации.

    Такое управление может быть реализовано по нескольким направлениям, которые на практике обычно используются в оп­ределенной комбинации, так как связаны друг с другом. Более того, в такой комбинации они могут эффективно проявить себя. Примером могут служить известные кружки качества.

    Концепция партисипативного управления может быть со­отнесена с содержательными теориями мотивации, рассматри­вающими потребности человека, а именно:

    - участие в постановке целей и их реализации способству­ет удовлетворению потребности достижения;

    - участие в решении вопросов функционирования органи­зации способствует удовлетворению потребностей в самореали­зации и самоутверждении;

    - участие в принятии решения позволяет работнику иметь представление о том, что он ожидает в качестве резуль­тата своей деятельности и каково может быть вознаграждение за это.

    Приведенные теории показывают, что на сегодня отсутст­вует какое-либо канонизированное учение, однозначно объяс­няющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем опре­деляется мотивация. Каждая теория имеет определенное принци­пиальное отличие. Причем в этих теориях главным образом ана­лизируются факторы, лежащие в основе мотивации, но мало вни­мания уделяется процессу мотивации.

    Очевидно, что система мотивации или стимулирования труда работника должна учитывать элементы всех рассмотрен­ных теорий. Действия по мотивации должны включать экономи­ческое и моральное стимулирование, обогащение самого содер­жания труда и создание условий для проявления творческого по­тенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функ­цию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся:

    - разнообразие работы по содержанию;

    - рост и расширение профессиональной квалификации ра­ботающих;

    - удобные графики работы;

    - удовлетворение от полученных результатов;

    - возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля;

    - повышение ответственности работающих;

    - продвижения по службе и т. д.

    Каждому менеджеру следует знать весь спектр потребно­стей современного работника, а также знать, с помощью каких органов (субъектов) управления должны удовлетворяться те или иные его потребности. А именно:

    - какие потребности работника можно удовлетворять за счет или на уровне всей организации;

    - какие потребности должны удовлетворяться за счет го­сударства;

    - какие потребности работника нужно удовлетворять с помощью менеджера.

    Это поможет менеджеру устанавливать диапазон своих возможностей, выбирать подходящий для этого стиль руковод­ства.

    Следует помнить, что система вознаграждения, применяе­мая к одному работнику, может не подойти для другого. Менед­жер должен уметь применять те или иные методы стимулирова­ния к тем или иным работникам.

    4. Контроль

    Функция процесса управления "контроль" устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоя­нию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. По­этому на рис. 3.1 стрелка, исходящая от "контроля", идет к "пла­нированию".

    Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифициро­вать:

    • по объектам контроля (предметы труда, средства произ­водства, условия труда, документы и т. д.);
    • по исполнителям;
    • по принимаемому решению;
    • по возможности дальнейшего использования объектов контроля;
    • по типу отношений;
    • по признаку открытости;
    • по масштабу;
    • по методике проведения;
    • по способу получения и обработки информации;
    • по степени формализации (формальный или официаль­ный и неформальный);
    • по степени мотивационной значимости;
    • по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);
    • по характеру (непрерывный и периодический);
    • по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);
    • по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
    • по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормаль­ный и т. д.);
    • по времени контроля;
    • по регулярности осуществления контроля;
    • по периодичности выполнения контрольных операций;
    • по уровню механизации (автоматизации);
    • по стадиям жизненного цикла объекта.

    Контроль подразделяется также на текущий и заключи­тельный. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущего. Задача его - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклоне­ний, возникающих в процессе выполнения хозяйственных опе­раций и производственных заданий. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. При этом по­лученные результаты сравниваются с предусмотренными. Це­лью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упу­щений в работе.

    Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:

    - ориентация контроля на результаты;

    - простота контроля;

    - своевременность контроля;

    - адекватность контроля контролируемой деятельности;

    - гибкость контроля;

    - стратегическая направленность контроля;

    - открытость контроля;

    - экономичность контроля;

    - эффективность контроля.

    Контроль обычно выполняется в четыре этапа:

    - на первом этапе устанавливаются стандарты, т. е. кон­кретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы;

    - на втором этапе путем сравнения показателей функцио­нирования с заданными стандартами определяется масштаб до­пустимых отклонений;

    - на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами;

    - на четвертом этапе определяется, какие действия необ­ходимо предпринимать.

    С целью повышения эффективности контроля и снижения его отрицательного влияния на работников рекомендуется:

    • устанавливать осмысленные стандарты, воспринимае­мые сотрудниками;
    • обсуждать с работниками ожидаемые результаты;
    • устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
    • избегать чрезмерного, излишнего контроля;
    • поощрять за достижение стандартов.

    Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и ана­лиз. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.

    Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на ре­зультаты, быть достаточно простым. Последнее требование осо­бенно важно в современных условиях, когда организации стре­мятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокра­щения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жест­ким и более экономичным.

    Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и това­ров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

    К учету предъявляются следующие требования:

    • полнота сведений, т. е. ведение учета по всем элементам системы управления;
    • динамичность, т. е. отражение показателей в динамике;
    • системность;
    • простота;
    • автоматизация на основе компьютерной техники;
    • экономичность;
    • преемственность.

    Осуществление регулярного и качественного учета и кон­троля за функционированием системы управления является важ­ным условием ее высокой эффективности.

    5. Координация

    Координация (от лат. слов со(п) - вместе и ordinatio - упорядочение) - это функция, призванная обеспечивать согла­сованность и взаимосвязь между элементами системы управле­ния организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

    Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев органи­зации (по горизонтали и вертикали) путем установления рацио­нальных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих свя­зей может быть самым различным, так как зависит от координи­руемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации.

    Координация предполагает также:

    - обеспечение единства и согласованности функций про­цесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля);

    - обеспечение согласованности между отдельными руко­водителями, сотрудниками;

    - согласование сроков выполнения управленческих функ­ций, работ;

    - обеспечение согласованности в деятельности подразде­лений и должностных лиц организации с субъектами внешней среды, с деловыми партнерами;

    - коллективную разработку и согласование исполнительны­ми директорами компании основных параметров проекта ее бюдже­та (до детальной проработки бюджетов подразделений);

    - оптимальное разделение труда, распределение обязанно­стей и ответственности между сотрудниками, исполнителями на всех уровнях;

    - устранение отклонений системы управления от задан­ных параметров.

    Координацию можно разделить на несколько видов:

    - превентивная, когда прогнозируются проблемы, трудно­сти и пути их преодоления и принимаются адекватные меры;

    - устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в системе после того, как они произошли;

    - регулирующая, предназначенная для поддержания сис­тем управления и производства в установленных пределах;

    - стимулирующая, повышающая эффективность функ­ционирования систем управления и производства.

    Координацию в организации сопровождают два типа процедур:

    • непосредственное руководства деятельностью в виде распоряжений, приказов и т. д.;
    • действия по созданию системы норм и правил, касаю­щихся деятельности организации.

    Деятельность по координации осуществляется посредством совещаний, контактов между руководителями, сотрудниками, проведения согласований планов и графиков, внесения в них кор­ректив, увязки работы исполнителей и т. д.

    В условиях роста самостоятельности и ответственности ру­ководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают гори­зонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необхо­димость в вертикальной координации, когда структуры управле­ния становятся "плоскими".

    Следует заметить, что в реальной управленческой практи­ке зачастую не выдерживается отраженная в схеме процесса управления последовательность реализации общих функций управления, менеджер подчас не ограничивается выполнением в определенное время исключительно одной функции. Зачастую в деятельности руководителя все функции управления присутст­вуют одновременно. Например, координируя работу подчинен­ных, руководитель планирует и корректирует собственные дей­ствия, прогнозирует последствия распределения работ, заботит­ся о мотивации, добиваясь исполнения своих поручений, кон­тролирует, насколько правильно его поняли, анализирует и оце­нивает возможности сотрудников в отношении поручаемой ра­боты и т. д.

    Кроме того, в практической деятельности менеджера ни одна функция не встречается в чистом виде.

    Рассмотренные функции управления являются общими. Они имеют место в любом процессе управления. Наряду с ними существуют специальные функции управления. Каждую из них можно рассматривать как определенный вид работы по управле­нию. Их можно подразделить на следующие группы:

    - по признаку воздействия на деятельность организации в целом (стратегическое и текущее планирование, организация ра­боты по управлению качеством, учет и отчетность и другие);

    - про признаку воздействия на конкретные стадии произ­водственного процесса (управление подготовкой производства, организация основного производства, оперативное управление производством и другие);

    - по признаку воздействия на отдельные факторы производ­ства (управление организацией труда, материально-техническое снабжение, капитальное строительство и другие).

    Можно выделить также другие группы специальных функ­ций управления.

    © StrategPlann 2009