Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

    Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.

    Прежде всего необходимо подчеркнуть, что федерация является территориально-национальной, т. е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации. В составе РФ 86 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 7 автономных округов. Конституцией признается (ст. 65), что субъекты РФ равноправны.

    В ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ) находятся:

    1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    2) федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

    3) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства;

    4) федеральная государственная собственность и управление ею;

    5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

    6) установление правовых основ единого рынка;

    7) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

    9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

    10) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

    11) внешнеэкономические отношения РФ;

    12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

    14) судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    15) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;

    16) государственные награды и почетные звания РФ;

    17) федеральная государственная служба.

    К совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся: 1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

    2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

    3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

    4) разграничения государственной собственности;

    5) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

    6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    7) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

    8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

    10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    11) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

    12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

    14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

    Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

    Кроме вышеуказанных разграничений предметов ведения, во всем остальном субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    Таким образом, в современной Конституции РФ существует мягкий характер разграничения предметов ведения и властных полномочий Федерации и ее субъектов. Так, согласно ст. 78 Конституции РФ те и другие органы власти по согласованию между собой могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

    © StrategPlann 2009