Стратегия и Управление.ru
Dec 4

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Стратегия производства

Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его дея­тельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс — наиболее стабильный вид практи­ческой деятельности, а в случае возникновения нестабильности в про­изводственной сфере потрясения на предприятии оказываются наи­более сильными.

Следует отметить, что стратегию производства предприятия в каче­стве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стра­тегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных про­грамм действий.

Основные элементы стратегии производства.

1. Планирование производства и контроль.

Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразде­лений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

- определение возможностей использования имеющегося оборудо­вания и необходимости его реконструкции;

- определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов;

- проведение экспертизы деятельности других подразделений пред­приятия для обеспечения производственного процесса.

2. Повышение производительности труда.

Данное направление деятельности предприятия может предпо­лагать:

- проведение анализа факторов производительности труда и выяв­ление «узких мест»;

- повышение производительности труда путем улучшения систе­мы и структуры управления предприятием;

- разработку программы мероприятий по повышению производи­тельности труда.

3. Человеческий фактор на производстве.

Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решаю­щее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необхо­димо создание определенных условий для эффективной работы пер­сонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирова­ние условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы.

Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может быть конкурентоспособной только в том случае, если предприятие успешно применяет на производстве новые техно­логические процессы и формы организации труда. При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:

- в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;

- эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;

- постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве.

Для того чтобы успешно решать проблемы, руководство предприя­тия должно осознать необходимость интегрированного подхода к тех­нологическому менеджменту.

В зависимости от характера задач они решаются на трех уровнях управления.

На первом, нормативном, уровне определяются долгосрочные тех­нологические цели развития предприятия и нормы их учета в процессе обоснования и разработки общей стратегии развития предприятия. Большое значение при этом имеет специфика фирменной культуры, в которой проявляются ценностные представления коллектива пред­приятия. Это выражается в отношении персонала к целям предприятия, внешней среде, новой технологии как одному из факторов оптимиза­ции социальной и технической системы предприятия, его готовно­сти к переменам.

На втором, стратегическом, уровне преобладает принцип эффектив­ности. В среднесрочном плане производственная стратегия предприя­тия — это выбор технологии. Тем самым устанавливаются ограничения технологического потенциала, который необходим предприятию для выпуска продукции как в настоящее время, так и в будущем. Далее предприятие решает, разрабатывать технологию самостоятельно (или в сотрудничестве с определенными партнерами) или прибегнуть к ус­лугам специальных организаций.

Кроме того, на этом уровне целесообразно определить, какую тех­нологию использовать для собственных нужд, а что предоставить в распоряжение других предприятий.

Здесь же определяется вопрос о структурах, необходимых для реа­лизации выбранной стратегии. Так, например, они могут касаться цен­трализации или децентрализации процесса разработки новой техно­логии и внедрения в производственный процесс.

На третьем, оперативном, уровне предусматривается, чтобы вы­бранные стратегические наметки осуществлялись в соответствии с краткосрочными целями развития предприятия. В этом случае опера­тивное управление должно сосредотачиваться, например, на конкрет­ных научно-исследовательских и конструкторских проектах с их кад­ровым и финансовым обеспечением.

Инновационная стратегия предприятия непосредственно связана с оптимизацией его технологического потенциала. Она должна пре­дусматривать обоснованный выбор технологии, которая соответ­ствует потребностям предприятия. Решения могут быть направлены на выполнение заранее определенной производственной функции или формирование технологического потенциала на будущее.

В рамках инвестиционной стратегии предприятия процесс выбора технологий для производственной деятельности может осуществлять­ся в несколько этапов.

На первом этапе предприятие знакомится со всеми представля­ющими интерес технологическими процессами, включая собствен­ные, и выбирает технологии, которые наилучшим образом отвеча­ют его целям.

На втором этапе предприятию необходимо учесть и новые, еще только разработанные, технологические процессы и оценить их с точ­ки зрения возможности внедрения в производство.

На третьем этапе целесообразно расширить диапазон принимае­мых технологических решений с учетом долгосрочной перспекти­вы. В этом случае можно говорить о формировании «технологическо­го потенциала» предприятия, имея в виду решения о технологиях, функциональное предназначение которых еще неочевидно, но ко­торые могут быть использованы для более продуктивного выпол­нения уже известных функций, либо вновь появляющиеся функ­ции на перспективу.

Общепризнанно то, что новая технология дает предприятию конку­рентные преимущества, поскольку позволяет дифференцировать про­изводственную программу.

Кроме того, динамичность технологического развития предопреде­ляет неотложность принятия решений. Выигрыш во времени имеет принципиально важное значение, так как он становится критическим фактором конкурентоспособности современного предприятия. Вмес­те с тем динамизм технологического развития резко увеличивает чис­ло альтернатив, которые необходимо достаточно быстро и правильно оценить.

Необходимо особо отметить, что существует достаточно тесная вза­имосвязь между инновационной и производственной стратегиями предприятия. Характер этой взаимосвязи отражен на рис. 6.24.

Как следует из схемы, обоснованная разработка и успешная реа­лизации производственной стратегии в решающей степени опреде­ляется умением применять в процессе производственной деятельно­сти различного рода инновации (технологические, маркетинговые, воспроизводственные).

6.24

Рис. 6.24. Характер взаимосвязи между инновационной и производственной стратегиями предприятия

1. Базовая стратегия производства.

Основное содержание данной стратегии заключается в установле­нии интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией.

В процессе формирования стратегии производства предприятию необходимо учитывать следующие факторы:

- технический уровень производственного процесса и возмож­ность модернизации оборудования;

- квалификационный потенциал и уровень обеспеченности произ­водственного процесса трудовыми ресурсами;

- возможности быстрой переналадки оборудования и другие необ­ходимые действия, связанные с вероятными рекомендациями по­купателей продукции.

В качестве основных стратегических альтернатив базовой страте­гии производства можно назвать:

- полное удовлетворение спроса — предприятие производит столько продукции, сколько требуется ее на рынке. В этом случае запасы продукции являются минимальными, а затраты на ее производ­ство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема выпуска;

- производство продукции по среднему уровню спроса, когда пред­приятие накапливает запасы продукции при падении спроса и удовлетворяет возросшую потребность рынка за счет данных накоплений;

- производство продукции по нижнему уровню спроса (стратегия пессимиста), когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или предприятия-партнеры.

2. Производственно-инженерная стратегия.

Данная стратегия разрабатывается для участия производственных подразделений в формировании решений по проектированию и моди­фикации продукции. В идеале хорошо сконструированный продукт, с одной стороны, отвечает изменившимся потребностям рынка, вклю­чая требования по безопасности и качеству, а с другой стороны, удов­летворяет требованиям производства по низкой себестоимости и эф­фективности использования производственных ресурсов.

Вместе с тем на практике часто между функциональными подразде­лениями предприятия возникают конфликтные ситуации. Так, напри­мер, службы предприятия, которые занимаются научно-исследователь­скими разработками, могут навязать производству весьма ненадежные и экономически неэффективные технологии, а, в свою очередь, произ­водственные подразделения предприятия могут выступать против использования новых технологий, переналадок нового оборудования, стремясь обеспечить стабильное функционирование производства. В такой ситуации руководство предприятия должно предпринимать действия по обеспечению равновесия между подразделениями, доби­ваться компромисса, который поможет предприятию достичь глобаль­ных целей своего развития.

Следовательно, произодственно-инженерная стратегия может раз­рабатываться как «стыковая» стратегия, позволяющая выражать ин­тересы производственных подразделений при формировании общеси­стемных решений, каковыми могут являться создание и модификация нового продукта.

3. Стратегия размещения производства.

Данный вид стратегии представляется важным для крупных пред­приятий, которые имеют развитую внутрифирменную специализа­цию и кооперацию.

Кроме того, стратегия может быть разработана для осуществления проектов нового строительства. В процессе разработки следует учи­тывать экономические, социополитические и географические факто­ры, среди которых можно отметить следующие:

- величину транспортных расходов;

- наличие квалифицированной рабочей силы;

- наличие источников сырья или рынков сбыта;

- политическую стабильность;

- наличие экономических льгот, предлагаемых региональными органами управления и др.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру