Финансовый и аудиторский контроль

    В управлении народным хозяйством большое значение имеет контроль за состоянием экономики, развитием социально-эко­номических процессов в обществе. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение за­ключается в содействии успешной реализации финансовой поли­тики государства.

     

    Финансовый контроль — это определенные действия и опера­ции по проверке финансовой стороны деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

    Финансовый контроль как особая область контроля, которая связана с использованием стоимостных категорий, имеет целе­вую направленность и определенную сферу применения.

    Объектом финансового контроля выступают денежные и ра­спределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

    Непосредственным предметом проверок выступают такие фи­нансовые показатели, как прибыль, налог и отчисления в фонды, рентабельность, себестоимость и издержки обращения. Они но­сят синтетический характер, поэтому контроль за их динамикой и тенденциями охватывает все стороны деятельности предприя­тий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных вза­имосвязей.

    В сферу финансового контроля входят практически все опера­ции, совершаемые с использованием денег или без них (бартер­ные сделки и др.). При этом исходят из положения о возможно­сти исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездей­ствия.

    Контролю подлежат все предприятия и организации, даже те, которые имеют нормальные результаты деятельности.

    Финансовый контроль охватывает проверку: соблюдения эко­номических законов, сбалансированности распределения и пере­распределения стоимости внутреннего валового продукта и на­ционального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль).

    Он также включает контроль финансового состояния и эф­фективного использования ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) предприятий и организаций, бюджетных учреж­дений, налоговый контроль и другие направления.

    Финансовый контроль выполняет следующие задачи:

    • поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;
    • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюдже­том;
    • определение скрытых внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов, резервов по снижению се­бестоимости и повышению рентабельности;
    • обеспечение рационального расхода материальных ценно­стей и денежных ресурсов на предприятиях, а также правиль­ного ведения бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующих законодательных и нормативных актов;
    • содействие эффективности внешнеэкономической деятель­ности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
    В зависимости от субъектов финансового контроля различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и неза­висимый (аудиторский) финансовый контроль.

    По времени проведения финансовый контроль бывает пред­варительный, текущий и последующий.

    Предварительный финансовый контроль проводится на ста­дии составления, рассмотрения и утверждения финансовых пла­нов предприятий, смет доходов и расходов учреждений, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных доку­ментов и т. д.

    Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе реализации финансовых планов, при осуществлении хозяйствен­но-финансовых операций, при проверке соблюдения норм и нор­мативов расходования материалов, соответствия отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

    Последующий финансовый контроль осуществляется по за­вершении отчетного периода и финансового года в целом.

    По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ и ревизии.

    Проверка производится на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она охватывает отдельные вопросы фи­нансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения провер­ки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечают­ся мероприятия по устранению их негативных последствий.

    Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий и проводится по более широкому кругу показате­лей. Обследование определяет финансовое положение субъектов хозяйствования, перспективы их развития и необходимость реор­ганизации или переориентации производства.

    Анализ как метод финансового контроля должен быть систем­ным и пофакторным. Он проводится по периодической или годо­вой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблю­дение норм расходования средств, финансовая дисциплина.

    Ревизии бывают полные, частичные, тематические и ком­плексные, а также плановые и внеплановые. Если проверяются все документы и материальные ценности, то это сплошная реви­зия. А при проведении выборочных ревизий контролируется только часть документов.

    По характеру проведения ревизии подразделяются на доку­ментальные (проверка отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей на местах хранения).

    Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей макси­мальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

    Проводится финансовый контроль законодательными орга­нами через комитеты и комиссии. Также создаются Контрольные палаты, контрольно-ревизионные управления.

    Налоговые инспекции — это органы оперативного финансо­вого контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государ­ственная налоговая служба РФ.

    Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях необходимые документы и сведения, кроме составляющих ком­мерческую тайну, определяемую законодательством; контролиро­вать соблюдение законодательства; обследовать все помещения, которые используются для получения доходов; приостанавливать операции предприятий при непредставлении необходимых доку­ментов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии до­ходов; налагать санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействи­тельными.

    Аудиторство — это организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятель­ностью предприятий. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организа­циям на платной основе. Аудиторские фирмы — независимые ор­ганизации, призванные способствовать объективности качества контроля.

    Аудитор — не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.

    Выделяются два вида аудита — внешний и внутренний.

    Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудитор­ской службой, функционирующей на уровне как центрального ру­ководства фирмы, так и филиалов, дочерних компаний и т. д.

    Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органа­ми, предприятиями, другими пользователями — банками, ино­странными партнерами, страховыми обществами и т. д.

    Аудиторская проверка проводится в три этапа: начальный (подготовительный), аналитический и заключительный.

    © StrategPlann 2009