Бюджетный дефицит

    Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.

    Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономиче­ских системах это не является катастрофичным (бюджетный де­фицит не должен превышать 2—3% ВВП).

     

    Источники финансирования дефицита государственного бю­джета делятся на две группы: внутренние и внешние.

    К внутренним источникам относятся следующие средства: кредиты, государственные займы (облигационные), осущест­вляемые путем выпуска долговых ценных бумаг, бюджетные ссу­ды, полученные от бюджетов других уровней.

    Внешние источники включают в себя государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, банков и компаний и кредиты, полученные от между­народных финансовых организаций (МВФ).

    Часто для снижения бюджетного дефицита используется сек­вестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величину в процентах ежемесячно по всем статьям до конца планируе­мого года.

    Кроме дефицита существует понятие профицита — это обрат­ная сторона дефицита, т. е. превышение доходов бюджета над его расходами.

    Законодательно закреплено, что федеральный бюджет и бю­джет субъектов РФ должны быть составлены и утверждены без профицита.

    Если в процессе составления или рассмотрения обнаружива­ется, что имеет место превышение доходов над расходами бюдже­та, то до его утверждения необходимо провести сокращение про­фицита в следующей последовательности:

    • сократить привлечение доходов от продажи государствен­ной и муниципальной собственности;
    • предусмотреть направление денежных бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов нижестоящим бюджетам. Если осуществление перечисленных мер не целесообразно, тоследует сократить налоговые поступления за счет изменения на­логового законодательства.
    © StrategPlann 2009