Финансовый контроль — формы и методы проведения

    Финансовый контроль — неотъемлемая составная часть про­цесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

    Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в эконо­мике.

    Финансовый контроль — законодательно регламентирован­ная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением фи­нансового законодательства и финансовой дисциплины эконо­мическими субъектами, а также за целесообразностью и эффек­тивностью их финансовых операций.

    Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

    Исторически финансовый контроль возник как государствен­ный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого спе­циально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также ау­диторский (негосударственный) финансовый контроль, осущест­вляемый на коммерческих началах.

    Государственный финансовый контроль — это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов вла­сти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

    Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций ра­спределения валового национального продукта. Государствен­ный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государ­ственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

    Главная цель государственного контроля — максимизация по­ступления денежных средств в казну и недопущение их нецелево­го расходования.

    Государственные контролеры прежде всего проверяют соблю­дение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность испол­нения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ре­сурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, орга­нов местного самоуправления и т. д.

    Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и про­верки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государ­ственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу во­просов, таких как налогообложение, пользование государствен­ными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — по­вышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

    Органы финансового контроля

    Система органов финансового контроля в экономически ра­звитых странах в целом однотипна и включает следующие эл­ементы:

    • ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
    • налоговое ведомство с подчинением президенту, прави­тельству либо министерству финансов, контролирующее по­ступление налоговых доходов в государственную казну;
    • контролирующие структуры в составе государственных ве­домств, осуществляющие проверки и ревизии подведомствен­ных учреждений;
    • аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
    • службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основ­ная задача которых — снижение издержек, оптимизация фи­нансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государ­ственной собственностью) государственный финансовый кон­троль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

    Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министер­ства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при феде­ральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового кон­троля в Российской Федерации» к органам контроля также отне­сены Центральный банк РФ, Государственный таможенный ко­митет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

    По мере укрепления основ рыночного хозяйствования орга­низация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специа­листов, доказавшая свою эффективность.

    Развитие демократии и парламентаризма вызывает необхо­димость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специали­стов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

    Принципы организации финансового контроля

    Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разрабо­тало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое совре­менное цивилизованное государство.

    Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объектив­ность, компетентность и гласность.

    Независимость контроля должна быть обеспечена финансо­вой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномо­чий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

    Объективность и компетентность подразумевают обязатель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе устано­вленных стандартов проведения ревизионной работы.

    Гласность предусматривает постоянную связь государствен­ных контролеров с общественностью и средствами массовой ин­формации.

    Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

    1)  результативность контроля;

    2)  четкость и логичность предъявляемых контролерами требо­ваний;

    3)  неподкупность субъектов контроля;

    4)  обоснованность и доказательность информации, приведен­ной в актах проверок и ревизий;

    5)  превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

    6)  презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в фи­нансовых преступлениях лиц;

    7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

    Каждый институт и разновидность контроля имеет свой ре­гламент, т. е. порядок и последовательность контрольных дей­ствий.

    Например, общепринятый регламент проведения комплекс­ной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэ­тапные действия контрольных органов:

    • инвентаризацию наличия и сохранности товарно-мате­риальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого обо­рудования, денежных средств и расчетов;
    • визуальную проверку правильности оформления докумен­тов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответ­ствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметиче­ский подсчет итогов, их данных;
    • проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных реги­страх, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
    • проверку правильности исчисления расчетных показате­лей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, ре­зервов, процентов за кредит и т. д.);
    • проверку правильности составления отчетности — бухгал­терской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законо­дательством страны.

    Другие виды контроля, например документальные тематиче­ские проверки, требуют соответствующих регламентов, опреде­ляемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

    Модели и формы финансового контроля

    Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финан­сового контроля.

    В странах, приверженных англосаксонской модели, деятель­ность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о про­верке, ревизии.

    Вопрос о санкциях рассматривают административные и су­дебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансо­вых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.

    Например, Счетная палата Франции после проверки счетов государственной организации и при выявлении недостачи (пере­расходования) средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника или иму­щества его поручителей и правопреемников.

    Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

    • регламент осуществления — обязательный (внешний), ини­циативный (внутренний);
    • время проведения — предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;
    • субъекты контроля — президентский, законодательных ор­ганов власти и местного самоуправления, контроль исполни­тельных органов власти, контроль финансово-кредитных ор­ганов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
    • объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджет­ными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за де­нежной массой.

    Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­ских и физических лиц осуществляется на основе закона. Это от­носится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторско­му подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.

    Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью упра­вления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

    Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.

    Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и не­эффективного расходования средств.

    Примером такого контроля на макроуровне является соста­вление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых пла­нов внебюджетных фондов.

    На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составле­ние прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выда­чи ссуд и субсидий.

    Он предупреждает возможные злоупотребления при получе­нии и расходовании средств, способствует соблюдению финансо­вой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

    Последующий финансовый контроль предназначен для оцен­ки результатов финансовой деятельности экономических субъек­тов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прог­нозируемыми и т. д.

    Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансо­вой и бухгалтерской документации.

    Методы финансового контроля

    Различают следующие методы проведения контроля:

    1)  проверки документальные и камеральные;

    2)  обследования;

    3)  надзор;

    4)  анализ финансового состояния;

    5)  наблюдение (мониторинг);

    6)  ревизии.

    При проведении проверок отчетной документации и расход­ных документов рассматриваются отдельные вопросы финансо­вой деятельности и намечаются меры для устранения выявлен­ных нарушений.

    Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возмож­ных перспектив развития.

    Контролирующие органы осуществляют надзор за экономи­ческими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

    Анализ финансового состояния как разновидность финансо­вого контроля предполагает детальное изучение финансово-бух­галтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со сторо­ны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

    Неэффективное использование полученной ссуды и сниже­ние ликвидности могут привести к ужесточению условий креди­тования либо требованию досрочного возврата ссуды.

    Ревизия — наиболее глубокий и всесторонний метод финансо­вого контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразно­сти, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, ком­плексные и тематические, плановые и внеплановые.

    Ревизии проводятся как внутриведомственными контроли­рующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом фи­нансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Каз­начейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которо­го принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответствен­ности.

    © StrategPlann 2009