Подарки в деловом общении

    Этика деловых отношений предполагает обмен подарками между деловыми людьми, представителями фирм, иностран­ными деловыми партнерами. Дарение в этике рассматрива­ется не как показатель щедрости, а как свидетельство доб­рожелательности, расположения к деловому партнеру. По­этому главным принципом дарения является принцип взаимности, исключающий как слишком дорогие, так и де­шевые подарки. Большинство людей чувствуют себя обязан­ными "отдариться" вещью равной ценности.

    По бизнес-этикету подарки могут делать:

    - сотрудник - сотруднику;

    - коллеги - сотруднику;

    - сотрудники - шефу;

    - руководитель - секретарю;

    - фирма - сотрудникам;

    - фирма - фирме.

    В цивилизованных странах безвозмездная передача лю­бых ценностей, как со стороны коммерческих структур, так и со стороны государства, строго регламентирована. В Рос­сии культура дарения в деловых кругах также развивается, но пока без участия власти. В результате, по мнению экс­пертов, с юридической точки зрения "подарок" остается рас­плывчатым понятием и при желании может быть определен как "взятка".

    Считается хорошим тоном, когда организация имеет су­вениры с фирменной символикой. Многие солидные органи­зации создают у себя специальный подарочный фонд, кото­рый постоянно пополняется. Это помогает и при неожидан­ном визите.

    Нужно различать понятия подарок и сувенир. - это то, что дарят, а цель сувенира (souvenir в пер. с франц. - напоминать) - напоминать о какой-либо встрече или со­бытии. К сувенирам относятся, например, книги, запис­ные книжки, органайзеры, бумажник, кошелек, ежеднев­ник, календари, авторучки, брелоки и другие мелкие пред­меты.

    Для того чтобы в будущем напоминать о принадлежности фирме, корпорации, учреждению, корпоративный подарок и тем более сувенир должны обладать наглядными фирмен­ными свойствами (например, логотипом фирмы).

    Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевид­ное для всех основание, а также находиться с тем лицом, которому вы его дарите в хороших отношениях. Есть много конкретных предлогов и поводов для подарков вашим колле­гам, клиентам, покупателям и другим нужным лицам.

    Подарки можно делать при поздравлении с рождением ребенка, вступлением в брак, повышением оклада или долж­ности, получением награды или премии; в связи с открытием новой фирмы, присуждением ученой степени, крупным дос­тижением в какой-то сфере (например, продажей миллион­ного экземпляра товара - автомобиля или книги, а также первой картины), выступлением по телевидению, публика­цией в газете или журнале, получением нового места рабо­ты, а также по случаю ухода на пенсию, юбилеев, круглых дат в трудовой деятельности.

    По деловому этикету можно делать подарки и в знак бла­годарности за сверхурочную работу в неудобное для челове­ка время, за выполнение срочной работы по заданию, за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин и другие по­добные мероприятия.

    Приняты также подарки фирме в честь ее юбилея.

    Выбор подарка - дело серьезное. Многое при этом ста­вится на карту. Подарки клиентам надо выбирать тщатель­но, со вкусом, они должны свидетельствовать о престиже фирмы, быть связанными с продукцией фирмы или орга­низации, ее услугами или областью деятельности. По по­дарку будут судить о фирме, о вас, вашем вкусе, респек­табельности, значительности. Поэтому, конечно, надо хо­рошо понимать, когда можно ограничиться целлофановым пакетом с логотипом, а когда преподнести что-то более значительное.

    Подарки фирме должны быть снабжены дарственной над­писью (либо гравировка, либо прикрепление специальной таблички к подарку). Надпись на подарках указывает, когда, кем и по какому случаю преподнесен данный подарок.

    В любой фирме в кабинете первого лица (или в специаль­но выделенном помещении) есть выставочные ряды, куда помещаются презенты. Следовательно, такие подарки долж­ны быть солидными и престижными, а не утилитарными.

    Не стоит посылать подарок тому, с кем вы ведете перего­воры о сделке: это может быть расценено как попытка по­влиять на ее результаты.

    Большой проблемой с точки зрения этикета является по­дарок начальству. Во многих странах не принято дарить на­чальнику индивидуальный подарок, это рассматривается как заискивание. Подарок руководителю должен быть коллектив­ным. Лишь секретарю разрешается индивидуальный подарок начальнику, причем стоимость подарка не должна выходить за пределы допустимого приличиями интервала цен и чтобы это был подарок от души.

    Если вы дарите книгу, подписывать ее нельзя, ведь под­писывать книгу имеет право только автор. Поэтому вы мо­жете вложить в книгу свою визитную карточку или предста­вительскую карточку фирмы.

    Подарки не должны быть двусмысленными. Приведу при­меры. Одна из моих студенток, работавшая во французском супермакете "Ашан" (Москва), после конфликта с менедже­ром была уволена. На прощание она подарила ему набор иг­рушечных солдатиков под названием "Бородинская битва".

    В Санкт-Петербурге сотрудники одной из фирм в качестве подарка фирме подарили представителям шведской делега­ции копию скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, из Петродворца. Видимо сотрудник, приобретавший подарок, не знал его символики. Самсон - это Петр Первый, лев - это шведы; Самсон раздирает пасть льва в знак победы Рос­сии над шведами. Реакция шведов была неожиданной для да­рителей. Все объяснялось просто: шведы во время культур­ной программы были на экскурсии в Петродворце, где экс­курсовод рассказал им про символику скульптуры.

    Цветы не являются обязательным дополнением к подарку для женщины. Очень часто они могут выступать в роли само­стоятельного подарка. В торжественных случаях одних цве­тов, конечно, будет не достаточно. Предпочтительнее в этом случае более изысканные цветы, причем в ряде случаев уместнее подарить одну розу, чем охапку тюльпанов или пять георгинов. Кстати, дарят только нечетное количество цвет­ков. При преподнесении цветов постарайтесь не быть непра­вильно понятыми: красные розы всегда означали страстную любовь и дарились любимой женщине. Следует быть внима­тельным при преподнесении цветов иностранным деловым партнерам. Так, например, французы воспримут гвоздики и хризантемы как символ несчастья. Житель Люксембурга во­обще посчитает, что ему дарят мусор.

    Цветы в горшке (как будущее украшение дома или офи­са) можно преподносить очень близким друзьям, родным или коллегам по работе.

    Подарок должен быть безупречно упакован, даже если это недорогая вещица. Будьте внимательны к упаковке, по­скольку именно она создает у человека первое впечатление о подарке. Некрасивая упаковка может свести на нет ваши усилия.

    Независимо от того, получили вы скромный букет или ценный подарок, необходимо обязательно поблагодарить, обязательно тут же вскрыть упаковку и выразить свое вос­хищение, иначе дарящий может расценить ваше безразли­чие как неуважение к нему. Все продукты, полученные вами в подарок, обязательно выставляйте на стол (и конфеты, и торты, и спиртные напитки).

    Однако в деловых контактах в отличие от бытовой ситуа­ции подарки разворачивать не обязательно, а иногда и не нуж­но. Например, на юбилей президента банка все подразделе­ния, крупные клиенты, деловые партнеры, как правило, де­лают подарки. При этом даже образуется очередь из дарителей, иногда на несколько дней. В такой ситуации просто нет време­ни на то, чтобы разворачивать подарки. Это делают потом сек­ретари. В связи с этим хотелось бы напомнить, что подарок не должен быть анонимным. То есть в подарок должна быть вло­жена визитная карточка дарителя (конкретного человека или фирмы). Иначе как юбиляр узнает, от кого подарок?

    Не принято распаковывать подарки в Японии.

    Важно помнить о том, что было подарено ранее, так как серьезным нарушением этикета считается повторение подарка (кроме спиртных напитков).

    Со спиртными напитками надо быть осторожными. Прежде всего, вам следует выяснить, пьет ли вообще то лицо, кото­рому вы преподносите спиртное, и что пьет. Надо не просто дарить то, что он пьет; ваш напиток должен обязательно относиться к числу его любимых. Если дарите спиртные на­питки, то они обязательно должны быть в упаковке.

    Преподнося подарок, следует учитывать вес и размер подарка, т. е. возможность его транспортировки. Так, напри­мер, во время участия в конференции в Пензе руководите­лю московской делегации принимающая сторона подарила картину местного художника очень большого размера. Хоро­шо, что делегация была на автомобиле "Волга" и картина уместилась в багажнике. Или преподавателю на экзамене в учебном центре одной из организаций группа преподнесла корзину роз. Никто из слушателей не подумал, будет ли ему удобно перемещаться с этой корзиной в общественном транс­порте. Поэтому хотелось бы напомнить, что подарок, особен­но деловой, не показатель щедрости, а знак внимания.

    Как следует относиться к денежным подаркам? Руково­дитель организации, коллеги по работе могут вручать день­ги юбиляру, новоселу, молодоженам. Деньги вручаются в кон­верте вместе с поздравительной открыткой.

    Когда подарок принять нельзя? Когда он слишком доро­гой, если это предметы личного характера, или получение подарков запрещено политикой фирмы. Также не рекомен­дуется дарить подарки для того, чтобы загладить ссору. Нужно сначала помириться, а затем можно сделать подарок.

    © StrategPlann 2009