Подарки иностранным деловым партнерам

    Если ваша фирма работает с различными иностранными фирмами, необходимо знать и учитывать отношение к по­даркам в этих странах.

    Подношение даров традиционно практически для всех куль­тур и народов. Однако сами подарки, способы их дарения бы­вают разными и зависят от обусловленных культурой правил. И в данном случае четко прослеживается различие европейских культурных традиций и традиций Востока и Азии. Особенно важно учитывать эти различия в деловых отношениях.

    Согласно деловому этикету, при первой встрече подарки дарят хозяева, а не гости. Поэтому нужно обязательно пре­поднести что-либо прибывшему к вам зарубежному предста­вителю в знак того, что его рассматривают как почетного партнера (клиента) и рассчитывают на длительные отноше­ния. Однако этот подарок не должен быть дорогим. В против­ном случае реакция может быть противоположной той, на которую вы рассчитываете.

    Так, подарок может быть расценен как:

    - выражение вашей зависимости от партнера;

    - свидетельство того, что вы хотите чего-то добиться от него.

    Японцы и другие партнеры из стран Азии и Востока обыч­но дарят подарки участникам переговоров уже при первой встрече.

    Большинство западных и американских предпринимате­лей руководствуются принципом строгого разделения бизне­са и личных взаимоотношений. Подарки, как и дружбу, они однозначно относят к сфере личных взаимоотношений. Друж­ба может стать результатом длительных деловых отноше­ний, но она не должна влиять на интересы дела. Соответ­ственно подарки не должны явно или скрыто влиять на при­нятие решений в бизнесе.

    На Западе, в США стараются избегать всего того, что может выглядеть как взятка. Приглашения и подарки, осо­бенно от незнакомых людей, считаются "нежелательным вли­янием" или даже попыткой подкупа. Соответственно не мо­жет идти и речи о вручении сувениров на первой деловой встрече, если мы имеем дело с новым деловым партнером. Уместны только папки, бумага и блокноты для записей, кан­целярские принадлежности на столе переговоров.

    Во многих фирмах установлен ценовой барьер для подар­ков. Если подношение оказывается дороже, от него следует отказаться. Это правило стало распространяться и на рос­сийские представительства иностранных компаний. Причем отдельные фирмы категорически запрещают принимать ка­кие-либо подарки от клиентов. Так, например, одна из со­трудниц московского отделения корейской фирмы "Самсунг" была уволена за то, что на Новой год взяла у клиента бутыл­ку шампанского и коробку конфет. Все объяснения, что у нас в стране это принято, не помогли.

    При подборе подарка очень важно не ошибиться в раз­граничении: это - для фирмы, это - для руководителя, это - для сотрудников. Подарки членам делегации дарятся строго по рангам.

    Иностранным партнерам лучше дарить российские изде­лий. Например, для подарка фирме можно приобрести янтар­ную лампу, настольные палехские часы, копии яиц Фабер­же, большие шкатулки, изделия из Златоуста (латунные из­делия с гравировкой, памятное оружие), герб Российской Федерации (из самых разных материалов), самовары, вазы.

    Подобные подарки можно преподнести и первому лицу фирмы.

    Подарки руководителю: рязанская резьба (фигурки), ико­ны (для европейцев и американцев), картины, в том числе с видами старой Москвы, офорты, наборы фужеров из Гусь- Хрустального, дорогие настольные принадлежности, порт­сигары (если гость курит) и многое другое. Весомый подарок (для главы делегации, фирмы) - авторская картина русско­го художника.

    Подарки членам делегации: офисные наборы, тряпичные куклы на чайник, изделия из льна (скатерти, салфетки), гжельская керамика, альбомы (подарочное издание) с вида­ми Москвы, шедеврами Третьяковской галереи, книги о го­роде, где находится фирма и др. Коробка дорогих отечествен­ных конфет и крепкие спиртные напитки (водка, коньяк) в фирменных коробках. Икра. Это может быть набор с типич­но русскими продуктами питания и алкоголем (например, баночка икры, меда, бутылка дорогой водки).

    Хороши в качестве подарков (особенно на Новый год и Рождество) произведения традиционных ремесел: жостовс­кие подносы, сувениры из Федоскино, из Гжели, палехские шкатулки, лоскутные одеяла, палехская брошь, запонки из янтаря. Можно дарить изделия камне- и косторезов, коллек­ционные куклы в национальных костюмах, видеозаписи ба­летных спектаклей Большого театра, записи русской клас­сической и современной симфонической музыки.

    Не дарят личные вещи - шарфы, галстуки, парфюме­рию и т. п. Личные вещи не принято дарить даже сослужив­цам. Не рекомендуется также дарить матрешки и самова­ры - они есть почти у каждого иностранца.

    В целом же надо помнить, что при выборе сувениров и подарков необходимо изучить национальные и культурные особенности страны - участника деловой встречи, для кото­рого предназначен подарок, что принято и что не принято дарить на родине ваших партнеров, каковы особенности са­мого процесса дарения (вспомним мусульман и японцев), а также выяснить личные интересы и склонности гостя, для которого подбирается подарок.

    Например, в Японии не принято дарить хризантемы, в Китае - часы, в США - острые предметы, во Франции - духи. И наоборот, в разных странах имеются свои излюблен­ные, иногда странные и смешные, на наш взгляд, подарки: венгры дарят на Новый год книги, носки; шотландцы - уголь из домашнего очага; англичане - плюшевых зверей и кук­лы; японцы - наборы продуктов, мыла, полотенца; болга­ры - кизиловые палочки для камина; греки - камень ("что­бы также тяжелы были деньги").

    Подарки, в идеале, должны соответствовать роду занятий, специфике фирмы, иногда даже месту ее расположения.

    © StrategPlann 2009