Методологические основы этики менеджмента

    Экономика, управление и этика относятся к фундамен­тальным характеристикам жизни общества. При этом эконо­мика создает материальные основы жизнедеятельности. Уп­равление обеспечивает эффективное функционирование эко­номики. Так, по оценке классика современного менеджмента Питера Друкера успехи нации на 80% определяются не при­родными ресурсами и технологиями, а эффективностью уп­равления. Этика формирует цивилизованные правила пове­дения людей, ведения хозяйства и управления.

    В истории развития общества принято выделять ряд эта­пов, на которых формы, содержание, соотношение и взаи­модействие экономики, управления и этики менялись. Суще­ствуют различные классификации этапов общественного раз­вития.

    Длительное время в экономической, особенно в марксис­тской, литературе господствовала формационная теория деле­ния общества по признакам его классовости и способа произ­водства, определяемого уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Это была так называемая "пятичленка", включающая первобытно-общин- ное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество. В настоящее время такое деле­ние изжило себя. Если первые четыре из перечисленных пяти видов общества в той или иной степени соответствуют материалистическому пониманию истории, то коммунисти­ческое общество оказалось порождением идеалистической теории. Историческое развитие, как окончательно стало ясно в XX в., пошло другим путем, в котором смена классов пе­рестала быть определяющим это развитие фактором. Счита­ется, что роль ключевого фактора общественного развития перешла к техническому прогрессу, на основе которого воз­никла другая классификация этапов общественного разви­тия. Согласно этой классификации выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традици­онное общество было основано на примитивной технике и технологии. Для него было характерно преобладание семей­ных, клановых отношений. Соответственно традиционное управление основывалось на родовых и семейных традици­ях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимо­сти, передаче власти по наследству. В категорию традици­онных обществ попадали как первобытно-общинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Отдельные чер­ты традиционных обществ (клановость, семейственность, наследование власти) сохранились до настоящего времени.

    Технический переворот, начавшийся в XVII-XVIII вв., ознаменовал переход от медленно развивающихся традици­онных обществ к индустриальному обществу. Экономика ин­дустриального общества получила наименование рыночной (капиталистической). В соответствии с ней сформировался особый тип управления — менеджмент, основанный на само­управлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании развития экономики. Основой рыночной эко­номики является свободное предпринимательство, т. е. ини­циативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами и получение прибыли. В мировой практике рыноч­ной экономики выделяется, по крайней мере, четыре управ­ленческие функции предпринимателя:

    1. Новаторство в технике, технологии, организации, ком­мерции, финансах и других видах деятельности.

    2. Соединение ресурсов земли, труда и капитала в едином процессе предпринимательской деятельности.

    3. Принятие решений в бизнесе.

    4. Риск своими и заемными средствами, временем, тру­дом, деловой репутацией.

    Современное понимание предпринимательства отождеств­ляет его с деятельностью по организации и осуществлению смелых, важных и трудных проектов, направленных на раз­витие существующего способа производства путем внедре­ния изобретений, использования новых технических, эконо­мических и организационных возможностей. Это отличает предпринимательство от бизнеса как общего направления деловой деятельности. Определяющее влияние на формиро­вание рыночной экономики, особенно в ее западном вариан­те, оказал протестантизм и его этика. Протестантизм — тре­тья после православия и католицизма разновидность хрис­тианства, возникшая в период Реформации в XIV в. Главное отличие протестантизма от католицизма и православия со­стоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. Протестантизм отрицает примат духовной власти над светс­кой, противопоставление духовенства мирянам, придержи­вается упрощенного культа, придает первостепенное значе­ние нравственному началу, пробуждает в человеке чувство личного достоинства и буржуазно-индивидуалистические представления. Это отмечал Макс Вебер, подчеркивая связь "протестантской этики" с "духом капитализма". Одновремен­но М. Вебер считал, что "капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации'". Для протестан­тской этики высшими качествами человека являются трудо­любие, скромность в жизни, бережливость, честность, доб­росовестность, благотворительность. Согласно этой этике практичность, богатство и труд являются священными.

    В процессе своего формирования и развития рыночная экономика и ее менеджмент выработали определенные цен­ностные установки. К ним относятся:

    - прагматизм, т. е. ориентация на эффективность и по­лезность;

    - индивидуализм, принцип которого применительно к деятельности фирмы в рыночной экономике, сформулированный А. Смитом, гласит: "...дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе";

    - свобода деятельности и потребления;

    - рациональность, включающую свободный рынок, сво­бодный от принуждения труд, монетарную систему, рацио­нальную технику, технологию и управление, учет челове­ческого фактора;

    - признание конкуренции как свойства, изначально при­сущего человеку;

    - взаимное доверие, честность и верность слову как не­обходимые условия ведения дел;

    - компромиссность между субъектами рыночной эконо­мики (собственниками, предпринимателями, менеджерами, работниками, продавцами и покупателями, производителя­ми и потребителями), обеспечивающая учет взаимных инте­ресов. На практике достижение компромисса включает в себя ответы на шесть вопросов: 1. Что я отдаю? 2. Что ты отда­ешь? 3. Что я получаю? 4. Что ты получаешь? 5. Какие у меня альтернативы? 6. Какие альтернативы у тебя?

    Наряду с общими убеждениями, характерными для ры­ночной экономики и ее менеджмента, существуют частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику, организационную культуру, а также личность из создателя. Например, Г. Форд (старший) придерживался следующих пяти убеждений:

    1. На первом месте стоит качество.

    2. Постоянное совершенствование в значительной степе­ни влияет на наш успех.

    3. Участие сотрудников в деле и прибыли — наш стиль работы.

    4. Торговцы и поставщики — наши партнеры.

    5. В деле нашей социальной и общественной значимости нет компромиссов.

    Принципы компании IBM, сформулированные ее осново­положником Томасом Уотсоном, гласят:

    1. Каждый человек заслуживает уважения.

    2. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее об­служивание, какое только возможно.

    3. Добиваться совершенства во всем.

    Данные принципы вошли в Кодекс поведения IBM, со­гласно которому ее работникам запрещено дурно отзывать­ся о конкурентах, борьбу за покупателя рекомендуется вы­игрывать только за счет качества товаров и услуг, а не пу­тем использования чужих слабостей. Кодекс советует не хвастаться размерами компании, ее успехами и положени­ем, количеством средств, расходуемых на исследования и разработки.

    Положение о том, что компания должна управляться со­циально-этическими принципами, а не конкретным челове­ком стало одним из постулатов современного менеджмента.

    Если на Западе определяющее влияние на этику рыноч­ной экономики и ее менеджмент оказывает протестантизм, то на Востоке, в особенности в Японии, на экономику, управ­ление и общество в целом сильное влияние оказывала и до сих пор оказывает философия Конфуция, представляющая одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Цент­ральное место в учении Конфуция занимают: гармония раз­вития, человеколюбие, верность государству, долгу, деле­ние на старших и младших, уважение к старшим, сыновья почтительность. Взгляды Конфуция повлияли на внутрен­нюю структуру японских фирм, порядок принятия управ­ленческих решений, формы стимулирования труда, прак­тику приема на работу. Современная японская фирма из­нутри представляет собой пирамиду, состоящую из множества малых групп, каждая из которых состоит из стар­ших и младших. Отношения старших и младших строятся таким образом, что старшие проявляют заботу о младших, а те в свою очередь отвечают благодарностью и готовностью эффективно работать.

    Ориентация управления на группу определяет коллек­тивную ответственность, заинтересованность работников в успехе организации в целом, а не только конкретного ра­бочего места, моральное и материальное стимулирование по коллективным результатам. Продвижение по службе осу­ществляется по принципу старшинства. Принятие управ­ленческих решений в Японии отличается от аналогичной практики на Западе, где коллективные решения принима­ются большинством голосов. В Японии действует более слож­ный процесс принятия решений, состоящий в нахождении консенсуса, т. е. согласия участников принятия решений. Принятый порядок принятия коллективных решений ("рин­ги") учитывает не только мнение большинства, но и защи­щает интересы оказавшихся в меньшинстве, позволяет со­хранить им свое лицо.

    Семейно-клановый характер японских фирм проявляется в практике приема на работу. Так, около одной трети всех фирм использует пожизненный найм работников, которые обеспечиваются жильем и работой и в свою очередь берут на себя обязательство добросовестно трудиться, а в случае производственной необходимости менять рабочее место и даже место жительства.

    Принципы японского менеджмента в наиболее полном виде были сформулированы основателем компании Matsushita Electric Коносукэ Мацуситой. Эти принципы включают посту­латы веры, т. е. то, во что верит компания, и этические стандарты, характеризующие то, как реализуется вера ком­пании. Постулатами веры Matsushita Electric являются семь установок:

    - потребитель превыше всего;

    - получение прибыли путем служения обществу;

    - самостоятельное управление;

    - сосуществование и совместное процветание;

    - участие в управлении всех работников компании;

    - честная конкуренция на рынке;

    - люди впереди, т. е. превыше продуктов.

    Соответственно выделяется семь этических стандартов:

    - вклад в общественное развитие;

    - справедливость и честность;

    - сотрудничество и командный дух;

    - совершенствование;

    - учтивость и скромность;

    - адаптация к ситуации;

    - признательность.

    Индустриальное общество в своем развитии прошло, по крайней мере, два этапа — массового производства и массо­вого сбыта.

    Основными задачами менеджмента на этапе массового производства были:

    1. Обеспечение высоких темпов роста промышленного производства.

    2. Снижение издержек производства.

    3. Производство ограниченного ассортимента стандартной продукции.

    Условиями, в которых менеджмент решает эти задачи, были конкуренция, осуществляемая путем подавления, ра­зорения и поглощения, и невмешательство государства в де­ятельность фирм. К началу 30-х гг. XX в. спрос на основные потребительские товары стал близок к насыщению. Разра­зился мировой экономический кризис. Усилилась роль госу­дарственного вмешательства в экономику. Стало формиро­ваться маркетинговое направление в менеджменте, включа­ющее изучение спроса и покупательского поведения в зависимости от возрастных и социальных групп населения, ценообразование с учетом спроса и предложения товаров, товародвижение от производителя до потребителя с учетом его различных каналов, стимулирование сбыта. Возникло движение консьюмеризма (защиты прав потребителей).

    В конце 50-х гг. на Западе наметился, по определению американского ученого Г. Белла, переход к постиндустри­альному обществу. Известный специалист по менеджменту П. Друкер определил этот период развития общества как эпоху без закономерностей. Признаками постиндустриального об­щества считаются:

    - появление теории нулевого роста;

    - повышение требований общества к социальной ответ­ственности бизнеса и экологии;

    - появление проблемы нехватки невозобновляемых ма­териальных ресурсов;

    - повышение роли нематериальных ресурсов, знаний в развитии экономики;

    - возникновение проблемы удовлетворения высоких зап­росов личности в выборе интересной работы, в разнообраз­ном отдыхе, в заботе о здоровье;

    - глобализация экономики и конкуренции, развитие меж­дународных рынков, образование экономических союзов.

    Самым важным признаком постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса пе­ред обществом. Миссия — это высшая цель, смысл суще­ствования фирмы, ее роль в окружающей ее внешней среде. В самом общем виде миссия фирмы состоит в удовлетворе­нии тех или иных потребностей того или иного круга потре­бителей. Социальная миссия предполагает, что получение прибыли — это внутреннее дело фирмы. Прибыль обеспечи­вает выживаемость фирмы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Опыт рыночной экономики свидетельствует о том, что фирмы, ставящие своей главной целью получение максимума прибыли в как можно более короткий срок, су­ществуют недолго.

    Долговременная выживаемость и развитие фирмы зави­сят не только от ее прибыльности, они включают в себя спра­ведливое отношение к работникам, достойную оплату и бе­зопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, со­блюдение всех обязательств перед государством, партнера­ми, акционерами, работниками, участие в социально-эконо­мическом развитии районов, где расположена фирма, а так­же в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о де­лах фирмы. В результате современная фирма становится со­циально-экономической организацией, в которой этические нормы являются важнейшим регулятором внутрифирменных и межфирменных отношений, а также отношений внутри общества в целом.

    Этика управления может рассматриваться также в кон­тексте теории цивилизационного развития общества, согласно которой это развитие состоит из этапов, характеризующих­ся определенным уровнем развития человека (потребностей, способностей, знаний и умений), народонаселения, техноло­гических и экономических способов производства, социально- политических отношений, духовного воспроизводства (науки, культуры, образования, этики и религии). Цивилизационный подход, в отличие от формационного и техногенного, счита­ет первоисточником общественного развития не классовую борьбу и изменение в производительных силах, технике и технологии, а развитие самого человека, его духовного мира. Известны различные классификации цивилизаций. Так, А. Тойнби выделил 21 цивилизацию, которые существовали в человеческой истории, сменяя друг друга. По А. Тойнби, в середине XX в. выделялось 5 живых цивилизаций: западное общество, православно-христианское общество, расположен­ное в Юго-Восточной Европе и России, исламское общество, индуистское общество, дальневосточное общество. С. Хан­тингтон в конце XX в. выделял 8 цивилизаций: западную, православную, китайскую, исламскую, индуистскую, япон­скую, латиноамериканскую и африканскую.

    Цивилизационный подход к развитию общества позволяет выделить ментальную составляющую этики менеджмента, т. е. совокупность определяющих ее геополитических, нацио­нальных, исторических, религиозных и социокультурных факторов.

    © StrategPlann 2009