Этика менеджмента: понятие и сущность

    Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сфе­рах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в се­мейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, эти­ка науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике".

    Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нор­мах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру об­щения с людьми, социальному облику.

    Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступ­ки и поведение человека, действующего в сфере управле­ния, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосре­доточена на широком спектре вариантов поведения менед­жеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и сред­ства, используемые для их достижения теми и другими.

    Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духов­ных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жиз­ни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступ­ков отдельных членов общества и всего общества в целом за­висит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социально­го института, которым является в XXI в. менеджмент.

    Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессио­нализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менед­жера бесспорной.

    Причины этого:

    1.    Менеджер служит примером отношения к своим слу­жебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть вос­принято рядовыми сотрудниками как своего рода "сигналь­ная ракета" — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, не­жели подобные же действия рядового сотрудника.

    2.    Любое действие, поступок менеджера имеют не толь­ко сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичны­ми) действиями, в течение некоторого времени, он форми­рует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

    Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продук­ции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов "менеджер — подчиненный" и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особен­но топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с кон­курентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать об­разцы нравственно безукоризненного поведения и воспиты­вать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разгова­ривают с нами люди.

    Этичность действий работников определяется двумя груп­пами факторов:

    1. Комплекс этических устоев, которыми личность владе­ет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни зани­мал и какую бы работу он не выполнял.

    2. Требования, которые приданы человеку извне: это мо­жет быть этический кодекс организации, где человек рабо­тает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

    По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобраз­ного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии реше­ний. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично — неэтично".

    Следует учитывать, что в отличие от кодексов юриди­ческих норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, прин­ципах) о том, как должно поступать. Этика — это принци­пы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

    Более частным понятием является этикет.

    Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человечес­ких взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных мес­тах, манеры и одежда).

    Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки мо­гут стоить больших денег и даже карьеры.

    Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он тре­бует использования их со строгим учетом особенностей конк­ретного общения в данной конкретной ситуации, в офици­альной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-обра­зовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знаком­ства партнеров между собой.

    В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление эти­кетных правил не восполняется соответствующим воспита­нием, оно оборачивается не только развязностью, но и хам­ством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

    Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо слу­жебный этикет регламентирует поведение людей и при лич­ных контактах в текущей работе — разговорах по телефо­ну, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презен­таций и т. д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, при­глашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согла­сия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

    Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никог­да не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда бу­дет знать, как с честью выйти из любого сложного положе­ния — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорит­ся, "на автомате", легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

    Сфера деятельности менеджера — организация, трудо­вой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менед­жера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правила­ми делового этикета.

    Нормы этики выражаются в общих фиксированных пред­ставлениях (заповедях, принципах) о том, как должно по­ступать. Однако следует знать, что в морали должное и фак­тически принятое совпадает далеко не всегда и не полнос­тью.

    Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевид­ные нарушения, и готовые на риск ловкие предпринимате­ли находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдени­ем или несоблюдением этических норм осуществляется толь­ко общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

    Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответ­ствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

    Именно поэтому в морали громадную роль играет индиви­дуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооцен­ки), позволяющие человеку самому контролировать, внут­ренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

    В связи с вышесказанным, актуальным становится уп­равленческое обучение этическим принципам ведения дел.

    © StrategPlann 2009