Способы прекращения разговора

    Потребность закончить беседу может возникнуть у собе­седников не одновременно. Например, все вопросы уже ре­шены, но одному из партнеров еще хочется высказаться. Не удовлетворить эту потребность — значит обидеть собеседни­ка, испортить впечатление от разговора, снизить эффект беседы, а возможно, и перечеркнуть ее результат возник­шим отрицательным отношением к партнеру по общению.

    Итак, прервать беседу желательно тактично. Но как? Рассмотрим некоторые практические приемы для достиже­ния этой цели.

    - Поблагодарите собеседника за приятную встречу, со­держательную беседу, откровенность, за то, что нашел вре­мя зайти, и т. п. Большинство правильно понимает этот на­мек, поскольку умному достаточно и намека. Для остальных порекомендуем другие приемы.

    - Извинясь, корректно сообщите, что вас ждут неотлож­ные дела. Принося свои извинения, важно не забывать, что формулировка извинения типа "я извиняюсь", неправильна, ибо в данном случае вы сами себя извиняете. Правильней будет сказать: "Прошу прощения", "Приношу свои извине­ния" и т. п. У собеседника, как показывает практика, обычно не возникает обиды или раздражения, если достаточно кор­ректно объясняют объективную причину (надо куда-то пой­ти, кому-то позвонить и пр.), по которой необходимо пре­рвать разговор.

    - Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним, проводив его до двери. При этом очень важно высказать свое искреннее удовлетворение от проведенной встречи.

    - Используйте прием "спасение от назойливого посети­теля". Этот прием необходимо использовать лишь против тех, кому, к сожалению, недостаточно намека. Прием заключает­ся в том, чтобы заранее договориться со своим помощником, секретарем, коллегой о том, что после особого сигнала он должен зайти в кабинет и сказать, что вас срочно вызывают к руководителю или иному вышестоящему лицу. Если же у вас нет отдельного кабинета, то подобное соглашение мож­но заключить с кем-то из сотрудников-соседей, кому это можно доверить.

    - Вариации с телефоном. Разговоры по телефону также можно при необходимости как ускорять, так и успешно за­вершать, не вызывая при этом обиды со стороны оппонента. Первые два приема, описанные выше, могут успешно ис­пользоваться и для телефонных бесед. Однако есть и особый прием. Раскроем его суть.

    Желая закончить разговор, можно сказать собеседнику: "У меня сейчас начинается срочное совещание, и люди уже собираются".

    Если после "совещания" раздается звонок и тот же голос настаивает на ненужном для вас разговоре, мешая работать, то можно вполне воспользоваться приемом, о котором пове­дал известный специалист по технике личной работы А. Маккензи. Вы говорите, что плохо слышно и вообще у вас в последнее время что-то происходит с телефоном, после чего нажимаете рычаг аппарата. Через минуту абонент вновь пе­резванивает: "У вас телефон отключился?" — "Да, в после­днее время у нас телефон бара..." и вновь нажимаете на ры­чаг. Больше, как правило, назойливый собеседник не звонит. Не исключено, что он проклинает качество телефонной сети, но ваши с ним отношения не пострадали.

    © StrategPlann 2009