Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Влияние вступления РФ в таможенный союз на экономику приграничных территорий

В первую очередь, избежание уплаты НДС будет свойственно хозяйствующим субъектам с разовыми внешнеторговыми операциями, особенно исполь­зующие откровенно преступные средства — созда­ние фирм-однодневок, использование подложных документов.

Во-вторых, хозяйствующим субъектам, использующим в операциях наличную форму расче­тов, избегая тем самым проведения банковского ва­лютного контроля. В-третьих, малым предприятиям, проводящим операции с контрагентами, на которых законодательством не возложено строгое обязатель­ство документирования операций (это, например, физические лица, индивидуальные предпринимате­ли). В-четвертых, лицам, производящим продукцию в личных подсобных, фермерских хозяйствах и реа­лизующих ее на приграничной территории соседнего государства собственными силами. В подобных слу­чаях отпадает необходимость составлять оправда­тельные документы и отсутствует заинтересован­ность реального экспортера подтверждать нулевую ставку по НДС.

Вследствие этого произойдет снижение той части налогового потенциала, которая будет подлежать обложению косвенными налогами. Такое явление всегда наблюдается в налогообложении, когда предо- платная форма внесения налогового платежа в бюд­жет заменяется постоплатной.

В отличие от преимуществ и потерь бюджета стра­ны вследствие ухода от уплаты НДС и новых принци­пов распределения ввозных таможенных пошлин ло­кальные последствия создания единого таможенного пространства на приграничных территориях имеют несколько иной характер и масштаб. Перечислим не­которые из них.

Те организации, о которых мы упоминали выше, получают прямую экономическую выгоду от не­законного снижения своего налогового бремени. Полученные дополнительные финансовые ресурсы усиливают их конкурентное положение на локаль­ном рынке.

Законное исчисление косвенных налогов также может быть выгодным при определенных услови­ях. Причиной этому является различия в налоговых ставках по НДС в различных государствах-участниках таможенного союза. Так, поставляя товар из России в Казахстан, очевидна прямая выгода в том, что воз­мещая в России при экспорте НДС по ставке 18%, в Казахстане НДС по импортной операции нужно бу­дет заплатить по ставке 12%. Тем самым снижается стоимость товаров. Если пренебречь транспортными расходами и расходами на оформление импортно- экспортных операций, то подобная выгода могла бы быть свойственна не только предприятиям при­граничной торговли. Соответственно в обратном направлении товарного потока увеличивается стои­мость товаров. Однако в отличие от Казахстана, где для внутренней торговли установлена одна ставка по НДС, в России используется еще и ставка 10% для продуктов питания, детских и медицинских товаров. Для данных видов товаров, наоборот, снижение стои­мости из-за разницы в ставках по НДС возможно при ввозе в России с территории Казахстана.

После завершения создания единого таможенного пространства, конкурирующие хозяйствующие субъ­екты, находящиеся в приграничных районах, но по разные стороны границы, получают объединение их локальных рынков в единый целый рынок, на кото­ром решающими факторами в их конкурентной борь­бе, кроме уже указанных выше, станут: различный уровень налогообложения; сложившая структура се­бестоимости, в том числе стоимость потребленных материальных ресурсов, уровень заработной платы, стоимость коммунальных услуг, топливных и энер­гетических затрат; криминогенная обстановка; нали­чие административных барьеров и пр.

Новая борьба на локальном рынке, безусловно, приведет к снижению цен на определенные виды товаров в среднесрочной перспективе, но трансфор­мация устоявшихся экономических связей может привести к негативным последствиям в пределах одного или нескольких муниципальных образова­ний. Например, таких как рост безработицы, потеря части рыночной инфраструктуры, сокращение числа налогоплательщиков и, следовательно, доходов бюд­жета и пр.

Органы власти регионов и муниципалитетов должны поставить перед собой задачу по учету и ре­гулированию подобных локальных процессов.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру