Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси

Создавая и развивая свою культуру, этно­сы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира. За многие столетия северными народами накоплено много­образное историческое наследие, главными его компонентами являются язык, национальные об­ряды, обычаи, традиции, фольклор, устойчивые взаимоотношения с природно-ресурсным потен­циалом.

Обряды являются теми механизмами, с помо­щью которых регулируются и периодически зано­во восстанавливаются общие нормы и ценности. Именно в переходных обрядах, моделирующих жизнь коллектива, отчетливо проявляется функ­ция обряда как регулирующего механизма: буду­чи приуроченными к определенным моментам общественной жизни индивида, они призваны приобщить человека к общим стандартам посред­ством включения его в соответствующий культу­рологический статус, с которым, в свою очередь, связана совокупность предписанных обычаем прав и обязанностей.

Поскольку родильные, свадебные и похорон­ные обряды представляют собой не только набор обязательных действий, совершающихся в строго определенной ритуалом последовательности, но и все в совокупности составляют единую цепочку, они служат регулирующей программой поведе­ния индивида на протяжении всей жизни. Помимо этого, обряды играют роль адаптивного механиз­ма, облегчающего принятие нового.

Семейные обряды были известны человече­ству с древних времен. Традиционные обряды любого народа способствуют пробуждению обще­ственного сознания, позволяют народу сохранить определенные культурное наследие.

Как известно, свадебный обряд возник в глубо­кой древности и сохранил в себе черты различных исторических эпох. Естественно, что со временем он претерпел определенные изменения, впиты­вал в себя новые черты и новые мотивы, обуслов­ленные изменившейся культурной обстановкой хантыйского и мансийского народа.

В свадьбе принимают участие два противопо­ложных друг другу коллектива, две семьи; семья жениха и семья невесты. Существуют различные формы приобретения невесты: похищение и сва­товство.

Похищение невесты женихом («нэ тулманта- нэ»). Факт похищения невесты является более древним, чем сватовство. С целью похищения приходят или приезжают жених и сноха (иногда старшая сестра жениха). Они стараются встретить девушку на улице, чтобы близкие подруги не зна­ли об этом, тем более родители. Они стремятся уговорить девушку: сноха восхваляет жениха, что он хороший, работящий, на все руки мастер, охот­ник и рыбак. Когда девушка соглашается, то она едет вместе со своим женихом, взяв с собой только тучан.

Тучан имеет каждая хантыйская или мансий­ская девушка, в него кладется две маленьких ку­колки — одна мужского, другая женского пола. Считается, если не будет этих разнополых кукол, то у девушки не будет счастья и не будет детей, когда она выйдет замуж. Покидая свой дом, де­вушка должна брать свой тучан незаметно, тайно от родителей. По этой причине девушки обычно хранят свой тучан в сенях, чтобы можно было не­заметно унести с собой.

На следующий день родители узнают о побеге дочери, повсюду ищут ее. Вскоре доходит до них слух, что дочь похищена женихом. Мать с отцом или старший брат едут на поиски. Если дочь по­хищена в другие юрты, то на поиски отправляется брат. Едет сама мать, если жених и невеста в одном селе. Бывает так, что когда мать находит дочь, она бьет ее, хватает за косы в присутствии жениха и его родителей. Жених защищает невесту и, тем не менее, мать должна увести дочь домой.

После того, как родители невесты были постав­лены перед совершившимся фактом, допускается обряд сватовства. Завязкой или началом свадьбы было сватовство — сговор с родителями девушки, брак с согласия родителей. Проходило оно следующим образом.

Жениху предлагают девушку (иногда совер­шенно незнакомую, из соседних юрт), которая понравилась отцу и матери. Жених чаще всего со­глашается с родителями, а если нет, то женят сына без его согласия. Посылают в дом невесты отца и сноху («оньге» — жену старшего брата). Если нет отца, то очень близкого родственника («хайта хум» — сват) или близкого друга отца. Сваты на­правляются в дом невесты. Родители невесты просят сватов разделиться и сесть. Сват старает­ся подсесть к отцу девушки, если же нет отца, то к тому, который его заменяет (как правило,— это старший брат). А сваха старается подсесть к мате­ри невесты.

Начинают «испытывать» друг друга, выясняют настроение родителей невесты. Разговор начина­ет сват. Родители молчат, даже если они согласны. И молчат до тех пор, пока на стол не положат день­ги — «суп мет» (эти деньги как бы цена девушки).

У девушки должен быть защитник. Он хвата­ет топор, кладет его на плечо лезвием кверху и становится у двери со словами угрозы. Сват свои слова повторяет несколько раз и также несколько раз может класть деньги. Показывает на жену, как главную в решении судьбы дочери.

Затем начинает говорить сваха. Она произно­сит те же слова, что и сват. Если мать не согласна выдать дочь за этого жениха, то она начинает ру­гаться и даже может выгнать гостей.

При сватовстве девушка отсутствует. Ее при­глашают при согласии родителей. Она заходит в дом, садится так, чтобы лицо ее не видели сваты. Ее тоже спрашивают, согласна ли она, но сразу не должна отвечать. Как только девушка дала согла­сие, родители невесты угощают сватов чаем, ви­ном. Договариваются о свадьбе, назначают день свадьбы.

В этот вечер устраивают семейное торжество. На этом торжестве невеста за стол не должна са­диться. Она сидит за специально подвешенной занавеской («хасапсай»). Эту занавеску заменяет иногда большой красивый платок. С этого дня она должна скрывать лицо от старших братьев своего будущего мужа и главное от его отца, не должна ходить босиком при них. Этот обычай называют «избеганием». Скрывает лицо не только невеста, но и мать невесты от зятя. Невеста сидит за зана­веской не одна, а вместе с подругами. Они вспоми­нают прошлое, веселые дни юности.

Жениха не показывают родителям невесты до семейного торжества. Все садятся за стол и при­водят жениха. Он приходит с закрытой платком или рубашкой головой. Его садят на колени тестя. В это время тесть должен снять с головы жениха «накидку» и поцеловаться с зятем. Если он снял рубашку с головы зятя, значит, рубашка достается ему. Если же платок, он отдает его жене или одной из родственниц невесты. Тесть усаживает своего зятя рядом с собой, и начинается пир.

Гости веселятся, поют песни. Обычно на та­ких вечерах и на свадьбах поют о своей жизни. Прославляют своих сыновей, поют о своем горе и радости.

Невеста с подругами угощаются за занавеской.

На этом пире начинается обряд раздачи подар­ков. Подарки раздает, обычно, сноха невесты или старшая сестра. А кому что дарить, решают зара­нее. Дарят обычно платки, платья — женщинам, рубашки — мужчинам. Самые ценные подарки по­лучают мать и отец невесты.

На невесту одевают обычно три платья, т. е. не­парное количество (парным — одевают покойни­цу). Обязательно три или пять платков на голо­ву (в наше время в основном невесты обходятся одним большим платком). При одевании невеста начинает плакать и рыдать — это знак того, что ей жаль оставлять родителей, близких.

Прощается отдельно с братьями, с сестрами и, наконец, с родителями. Невесту берут за руки две женщины. И они втроем молятся, поворачиваются к муликолу (в углу у ханты и манси делается ма­ленькая угловая комната, где живут духи и боги невесты), кланяются три раза, чтобы невеста была счастлива. Затем направляются к выходу. Невеста этим двум женщинам, выведшим ее из дома, дарит по платку, чтобы ей в чужом доме жилось хорошо.

При выходе невеста садится на пол — сопро­тивляется и не идет дальше. Это знак того, что девушке мать или отец не дали нужную ей вещь. При этом она все плачет. Подходят к невесте мать или отец и спрашивают, чем она недовольна или что она хотела бы еще. Спрашивают тихо, лишь бы только невеста слышала. Невеста говорит родите­лям, что ей надобно. Родители обещают, что они ее просьбу выполнят, невеста встает. Если она недо­вольна или хочет подарков от братьев или сестер, еще несколько раз может останавливаться, пока не добьется исполнения своих желаний.

Но когда девушку выдавали против ее воли, она вообще ложится на пол в знак сопротивления. Тогда братья или отец брали невесту и привязы­вали ее к нарте. Так увозили к жениху насильно, не считаясь с ее желанием.

Нарта жениха и невесты нарядно украшена ко­локольчиками, кисточками, красивым платком. Жениха и невесту усаживают рядом. Когда неве­сту увозили против ее воли лежа, то жениха уса­живали в другие нарты.

Лицо невесты закрывают платком, она неутеш­но плачет. По обычаю, жених должен успокаивать свою будущую супругу. Прежде чем тронуться на­рте с места, одна из родственниц невесты хвата­ется за носовую часть нарты, якобы, не позволяет тронуться с места. Подходит к ней кто-нибудь из родственников жениха и обещает ей в подарок оленя, тогда она выпускает нарту (если лодка, то придерживают за кормовую часть).

Если молодожены живут в одном поселке, то поселок объезжают три раза по кругу по ходу солнца. Если в деревне есть церковь, то свадебные нарты объезжают и ее. При этом, если навстре­чу попадутся сани с дровами, то это к несчастью, обычно ханты и манси этого очень боятся. Если водовоз — жизнь будет вольной, счастливой.

Когда жених и невеста приезжают домой, то их встречают мать и отец жениха, которые приехали раньше, чем свадебные нарты. Невесту вводят в дом жених и сваха. Ее усаживают за стол рядом с же­нихом. Начинается семейный пир. Приглашаются самые близкие родственники. Опять поют песни, веселятся, прославляют жениха и невесту.

Сегодня отчетливо проявляется общемировая тенденция, отражающая возрастание роли цен­ности традиционного образа жизни в условиях современной модернизации. Эта тенденция ста­ла важным фактором, определяющим глобаль­ные и локальные процессы на Российском Севере. Экспансия новых индустриальных технологий и модернизированных процессов не привела к раз­мыванию культуры коренных малочисленных на­родов Тюменского Севера. Весьма значимы для исследования и прогнозирования образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Поэтому этнокультурная проблематика привлекает к себе пристальное внимание ученых, исследователей и практиков.

В вопросах сохранения и возрождения любой этнической общности главную роль играет ее на­циональный язык, который сегодня для многих представителей северных народов становится чужим, широкое распространение получили и ме­жэтнические браки.

Сегодня фактически идет «наступление» анти­культуры, разлагающей духовную и материаль­ную жизнь современного общества.

Существует необходимость разработки науч­ной базы формирования новых аспектов и новых приоритетов дальнейшего сохранения и разви­тия культуры. Происходящие изменения в совре­менной культуре обских угров способствуют по­вышению интереса к проблематике сохранения традиций. Однако уделяется недостаточное вни­мание проблеме традиций в контексте современ­ности.

Также это обстоятельство побуждает к при­менению сравнительно-исторического ана­лиза, сравнению близких друг другу культур. Предложенные материалы и постановка вопро­са являются попыткой посмотреть и оценить хантыйскую и мансийскую культуру еще с одной стороны — сравнение этих культур, не менее инте­ресной и перспективной; традиционная культура в современности ханты и манси, в их единстве и обособлении.

Наиболее распространенным негативным яв­лением на сегодняшний день в жизнедеятель­ности коренных малочисленных народов Севера является алкоголизм, и выявление его причин и поиск эффективных путей борьбы с ним име­ют важнейшее значение для совершенствования образа жизни. Проблемы преемственности куль­туры и языка, вопросы образования, а также воз­действия на них государственных структур весь- ва культуры коренных малочисленных народов Тюменского Севера. Большое внимание привле­кают межэтнические браки и, соответственно, влияние смешанных браков на культуру корен­ных малочисленных народов Севера.

При взаимодействии культуры коренных мало­численных народов Тюменского Севера с предста­вителями иноэтнической культуры происходят ассимиляционные процессы, приводящие к утра­те национальной самобытности, традиционных навыков и умений, необходимых для традицион­ных форм жизнедеятельности: оленеводства, охо­ты, рыболовства, традиционных ремесел.

Продолжающееся промышленное освоение региона без учета специфики культуры и условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера может привести к исчезновению их как этноса.

Для решения исследовательских проблем в основу положены структурно-функциональный метод (предполагает разделение объекта культу­ры на части и выявление связей между частями) и сравнительно-исторический метод, который позволяет рассматривать эти две схожие само­бытные культуры во времени, «проникнуть» в их сущность.

Повседневную жизнь нужно рассматривать как основу развития, формирования синкретической культуры малочисленных народов Тюменского Севера. Непрерывно должно изучаться тради­ционное мировоззрение народов ханты и манси на современном этапе, выявляться динамика со­циокультурных процессов в местах их прожива­ния, исследоваться межэтнические отношения. На основе сравнительного анализа традицион­ной культуры коренных малочисленных народов Севера и культуры всего нефтегазового региона обоснована угроза для выживания человечества в современной культуре.

В настоящее время у коренных малочислен­ных народов Севера сохраняется традиционное мировоззрение: они посещают священные места, приносят дары, соблюдают обычаи, связанные со свадьбой, с рождением ребенка, погребением, медвежьим праздником и др.

В результате интенсивного промышленного освоения региона пришли в упадок рыболовство, оленеводство, охотничий промысел, глубоко адап­тированные к природной среде и определяющие все сферы их жизнедеятельности.

Установлены причины межэтнической на­пряженности в местах проживания коренных малочисленных народов Севера: этнокультурные (хищническое отношение приезжих к природе Севера, низкая культура межэтнического обще­ния). Определены факторы современной ситуа­ции сохранения родного языка- переход части населения на другой язык (русский или окружаю­щего большинства), увеличение общего числа эт­нически смешанных семей (рост количества бра­ков коренного населения с русскими).

Старые обычаи сохраняются по обстановке но­вой культуры. Сам обычай, приняв новую форму, настолько применился к новым обстоятельствам, что продолжает занимать свое место в силу свое­го собственного значения.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру